Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной и проводится она в целях определения соответствия товаров, продукции, работ и услуг установленным стандартам. Порядок проведения сертификации утвержден Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». По окончании процедуры проведения сертификации предприятие получает сертификат соответствия, который выдается на определенный срок.
В бухгалтерском учете затраты на сертификацию независимо от того, являлась ли она обязательной или была проведена в добровольном порядке, относятся к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку для проведения сертификации передаются образцы продукции и товаров, то их стоимость также относится к расходам на сертификацию.
Мы отметили, что сертификат соответствия выдается на определенный срок, следовательно, расходы первоначально необходимо отразить на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в течение срока действия сертификата ежемесячно равными долями списывать их на себестоимость.
Пример.
ООО «Вольт» в марте 2004 года проводит добровольную сертификацию своей продукции. Затраты на проведение сертификации составили 8 496 руб. (в т.ч. НДС 1296 руб.). Для проведения сертификации переданы образцы готовой продукции, себестоимость которых составила 1400 рублей. Расходы по сертификации оплачены в марте, предприятие получило сертификат соответствия сроком действия с 1 апреля 2004г. по 31 марта 2007г.
Март 2004г.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетный счет»
8 496 руб. – перечислена плата за проведение сертификации
Апрель 2004г.
Дебет 97 «Расходы будущих периодов»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
7 200 руб. – отражена стоимость полученного сертификата
Дебет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
1 296 руб. – учтен НДС по расходам
Дебет 97 «Расходы будущих периодов»
Кредит 43 «Готовая продукция»
1 400 руб. – списана стоимость образцов готовой продукции, переданной для проведения сертификации
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
1 296 руб. – принята к вычету сумма НДС
Ежемесячно с 1 апреля 2004г. по 31 марта 2007г.
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 97 «Расходы будущих периодов»
239,89 руб. – отнесены на затраты расходы по проведению сертификации ((7200 руб. + 1400 руб.) : 36мес.)
В практической деятельности нередко случается, что предприятие прекращает выпуск продукции до окончания срока действия полученного на нее сертификата. В таком случае оставшаяся несписанной сумма расходов на сертификацию единовременно относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Также возникает необходимость восстановления суммы НДС, приходящегося на несписанную часть расходов и принятого ранее к вычету.
Продолжим предыдущий пример и предположим, что предприятие прекратило выпуск продукции с 1 января 2007г. До окончания срока действия сертификата осталось 3 месяца.
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы»
Кредит 97 «Расходы будущих периодов»
716,67 руб. – списаны расходы на сертификацию, приходящиеся на январь-март 2007г.
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»
129 руб. – восстановлен НДС, приходящийся на несписанные расходы по сертификации
В целях исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на сертификацию относятся к прочим расходам. В налоговом кодексе нет указаний на то, обязательной или добровольной должна быть сертификация, следовательно, и расходы на проведение добровольной сертификации, и расходы на проведение обязательной сертификации могут быть учтены при расчете налога на прибыль, главное, чтобы эти расходы были экономически оправданы и документально подтверждены.
Начать дискуссию