— Оксана Генриховна, вы были в составе правительства во время кризиса 1998 года. Какие уроки можно сейчас извлечь из прошлого?
— В 1998 году в России был обвал рубля и дефолт по гособязательствам в связи с большим государственным долгом и, как следствие, резкое снижение доходов населения, потери малого бизнеса. Самая большая ошибка правительства тогда была в искусственном удерживании курса рубля к доллару. На это тратили золотовалютные резервы и транши Всемирного банка. После того как эти средства истощились, произошла резкая девальвация рубля.
— Недавно глава Центробанка г-н Игнатьев объявил о том, что ЦБ РФ не будет больше удерживать рубль. Значит, это хорошая новость?
— Будем надеяться, что ЦБ РФ не наступит на те же грабли. Есть еще одни «грабли» 1998 года. Тогда это была пирамида раскручивания государственного долга, а сейчас это внешний частный долг, который равен золотовалютным резервам. Деньги Стабфонда инвестируются в иностранные ценные бумаги, а российские банки занимают под гораздо большие проценты у иностранных собственников.
— Получается, прежняя и нынешняя кризисные ситуации похожи?
— Сейчас ситуация, с одной стороны, спокойнее, потому что у России большие золотовалютные резервы. Но с другой — этот кризис вообще недопустим с точки зрения благоприятной экономической конъюнктуры последних 8 лет. Страна имела все возможности вкладывать деньги в собственную экономику и быть совершенно неуязвимой к мировым кризисам. Посмотрите, например, на Арабские Эмираты: они создали отрасли, независимые от нефти, за счет снижения налогов и теперь даже не замечают мирового кризиса. У нас ничего этого не было сделано, и как только цены на нефть пошли вниз, так сразу сократилось положительное сальдо торгового баланса, упали индексы и показатели фондового роста.
— Какие меры, по вашему мнению, нужно предпринять властям, чтобы погасить негативные тенденции последних месяцев — падение фондового рынка и кризис банковской ликвидности?
— На мой взгляд, государство должно влиять на события классическими и доступными ему средствами. Самый простой способ насытить экономику ликвидностью — снизить налоги. В частности, НДС, тогда оборотные средства предприятий автоматически пополнятся на объем снижения этого налога. Что касается кризиса банковской ликвидности, то выборочное финансирование банков не дало никакого эффекта и даже не выразилось в росте денежной массы. Поэтому, если государство хочет спасти какие-то банки или предприятия от банкротства, нужно провести частичную национализацию либо путем выкупа залогов, либо через дополнительную эмиссию акций, которые приобретет государство.
— У министра финансов другое мнение. Недавно Алексей Кудрин заявил, что государство направит на рынки средства из Стабфонда. Как вы считаете, поможет ли это бизнесу?
— Игра на фондовом рынке — это не помощь предприятиям, а распределение средств золотовалютного резерва для помощи конкретным собственникам. Пока антикризисные меры правительства не дают никакого результата. Сейчас у нас даже дарвинизм не работает. Так, позитивный элемент кризиса в том, что выживает сильный и эффективный собственник. Но при таких мерах поддержки государства происходит обратная ситуация. Безответственный собственник, который накопил огромные долги, субсидируется и выживает. При этом средний и крупный неолигархический бизнес, который вел нормальную политику, задыхается без кредитов и умирает.
Единственное, что было сделано полезного, это снижение порога обязательного резервирования для банков, эти средства реально пришли в кредитные организации. И еще ЦБ РФ дал деньги тем банкам, у которых возникли проблемы с выплатой средств населению. По крайней мере предотвратили панику — и это тоже неплохо.
— Ваше антикризисное предложение — «налоговые каникулы» для российских предприятий?
— Да, мы предлагали «налоговые каникулы» для предприятий с упрощенной системой налогообложения (с компенсацией выпадающих доходов для субъектов РФ). Также для малого бизнеса по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу. Но главное — это снижение НДС до 10 процентов с III квартала текущего года. Эти «каникулы» должны были охватить III и IV кварталы 2008 года и I квартал будущего года. Однако наше предложение пока не было принято.
— Г-н Кудрин заявил, что снижение НДС нужно отложить до 2010 года: мол, бюджет уже сверстан.
— Такое заявление не имеет под собой реальных оснований. Либо вы закачиваете бюджетные деньги триллионами в банки, либо снижаете налоги. Это же взаимозаменяемые ситуации. Причем потери от «налоговых каникул» были бы 200 миллиардов рублей. Это несопоставимо с теми огромными и бездумными тратами, которые осуществляет правительство для поддержки банков и фондового рынка.
— Что сейчас реально могут сделать депутаты для преодоления кризиса? Какие законопроекты готовятся на рассмотрение Госдумой?
— Я надеюсь, что наши налоговые предложения все-таки будут приняты. Кроме того, мы ратуем за проведение индексации, чтобы недопустить сокращения доходов населения. Также есть несколько законопроектов, направленных на расширение спроса и поддержку строительной отрасли. Например, мы предлагаем разрешить досрочно использовать материнский капитал для жилищного строительства, а также создавать стройсберкассы.
Надеюсь, что все эти документы будут рассмотрены и одобрены моими коллегами.
Начать дискуссию