Налоговые проверки

Горячая линия: Проблемы применения трудового законодательства

На вопросы отвечает Юлия Беседа, начальник отдела, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в г. Москве.

На вопросы отвечает Юлия Беседа, начальник отдела, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в г. Москве.

Когда учет автоматизирован, форма № Т-54 не требуется

– При проверке специалисты инспекции по труду обычно требуют представить им лицевой счет по унифицированной форме № Т-54. Однако в нашей бухгалтерской программе вместо нее используется форма № Т-54а. Дополнительно лицевой счет по форме № Т-54 мы, естественно, не заполняем. Чем нам может грозить его отсутствие?

– Если компания ведет учет в программе, то отсутствие лицевого счета по форме № Т-54 не является нарушением. Подтверждают это и указания по применению и заполнению этих форм, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1.

– Но ведь в форме № Т-54а начисления в пользу сотрудников не детализированы. Взять хотя бы те же премии.

– Вы правы. Поэтому когда компания использует лицевой счет по форме № Т-54а, то ей нужно ежемесячно вкладывать или вклеивать в него сведения по расчету зарплаты. А именно расчетный листок с данными о составных частях зарплаты, размерах и основаниях произведенных из нее удержаний и общей сумме, подлежащей выплате на руки. На оборотной стороне формы или вкладном листе дается расшифровка кодов различных видов выплат и удержаний по системе кодирования, принятой в компании. Такой порядок установлен в указаниях по применению и заполнению этих форм.

Разъездной характер работы подходит не всем сотрудникам

– Выполняем строительно-монтажные работы на объектах заказчика. Объекты расположены в разных регионах страны, поэтому бригады строителей находятся в постоянных разъездах. Считается такой режим работы разъездным или нет?

Трудовой кодекс не уточняет, что считать разъездным характером работ. Перечень сотрудников, работа которых имеет разъездной характер, компания устанавливает самостоятельно. Как, впрочем, размеры и порядок возмещения этим сотрудникам расходов, связанных с такими служебными поездками. Об этом сказано в статье 168.1 Трудового кодекса.

– Значит, мы вправе сами решить, у каких сотрудников работа носит разъездной характер?

– Формально да. Но на практике под разъездным характером работы понимают работу, при которой сотрудник выполняет свои должностные обязанности за пределами организации и при этом может ежедневно возвращаться после работы домой. В таком режиме, например, работают курьеры, менеджеры по продажам, специалисты ремонтных служб. Поэтому поездки сотрудников для выполнения работ на объекты заказчиков в вашем случае правильнее считать служебными командировками.

– А если мы включим должности строительных рабочих в перечень сотрудников с разъездным характером работы, будет ли это считаться нарушением трудового законодательства?

– Да, в этом случае при проверке компании грозят штрафы по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Чтобы привлечь компанию к ответственности за данное нарушение, проверяющим нужно будет доказать, что работа сотрудников не носит разъездной характер. Но сделать это довольно сложно, если в трудовом договоре и должностной инструкции сказано, что работа связана с постоянными поездками по местности и должность сотрудника включена компанией в список «разъездных» должностей. Ведь их перечня в законодательстве нет.

Однако сомнения в разъездном характере работы могут автоматически повлечь за собой и претензии со стороны налоговиков. Подробнее читайте в «УНП» № 13, 2008, стр. 14 «Налоговое планирование. Замена командировок на разъездную работу позволит сэкономить».

За работу по графику в выходной платят как обычно

– Охранники работают у нас в компании по­сменно: два дня работают, два – отдыхают. Недавно у нас возник с этими сотрудниками спор, как оплачивать им выходные и праздничные дни, которые приходятся у них по графику на рабочее время. Я правильно понимаю, что субботу и воскресенье, если они выпадают на рабочее время, все равно нужно оплачивать как обычный рабочий день, то есть в одинарном размере?

– Да, все верно. Работу в выходной и нерабочий праздничный день действительно нужно оплачивать не менее чем в двойном размере. Об этом сказано в статье 153 Трудового кодекса. Но выходные дни, которые приходятся по графику на время работы сотрудников, оплачивать в двойном размере не нужно. Ведь для них выходными днями являются не суббота и воскресенье, а время, которое установлено их графиком работы.

– А как быть с праздничными нерабочими днями? Их также нужно оплачивать таким сотрудникам в одинарном размере, как выходные по календарю, или все-таки в двойном размере?

– Работу в общеустановленные праздничные выходные дни, такие как, например, 4 ноября, когда они приходятся на рабочее время, сотрудникам нужно оплачивать в двойном размере. Либо можно по желанию сотрудника предоставить ему другой день отдыха. Это правило от установленного им графика работы не зависит.

Компенсации при увольнении из-за реорганизации руководству не положены

– Наша компания сейчас присоединяется к другой организации. Должность, которую руководство предлагает главбуху в новой фирме, ее не устраивает. Можно ли уволить ее в связи с реорганизацией?

– Сама по себе реорганизация компании не является основанием для расторжения трудового договора. Причем независимо от формы, в которой она проходит, будь то слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. Это прямо следует из статьи 75 Трудового кодекса.

Однако если сотрудница отказалась от предложенной ей работы, то трудовой договор с ней прекращается в связи с отказом от продолжения работы в реорганизованной компании (п. 6 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса. – Примеч. ред.).

– Она считает, что ее должны уволить в связи со сменой собственника и выплатить компенсацию в размере не ниже трех среднемесячных заработков. Насколько это правомерно?

– Такой порядок расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером предусмотрен только при смене собственника. Основанием для его расторжения и выплаты компенсации будут пункт 4 части 1 статьи 81 и статья 181 Трудового кодекса. Однако при реорганизации компании смены собственника в целом не происходит, поэтому этот порядок в данном случае неприменим. Подтверждает это и пункт 32 постановления Верховного суда от 17.03.04 № 2.

– А нужно получать у остальных работников письменное согласие на продолжение работы?

– Нет, не нужно. Реорганизация не прекращает действия трудового договора, поэтому новые трудовые договоры с сотрудниками заключать не нужно. Но чтобы сотрудники могли использовать свое право расторгнуть договор в связи с отказом от продолжения работы в реорганизованной компании, лучше издать приказ о завершении реорганизации и ознакомить с ним под роспись всех сотрудников. Либо направить каждому работнику соответствующее письменное уведомление. Кроме того, в трудовых книжках и договорах с сотрудниками нужно будет указать новые данные о компании.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию