Кризис и смена приоритетов. Часть 1

Узнавая истории успеха компаний, начинающиеся в дни кризиса, мы говорим: «Молодцы, воспользовались случаем! Хорошие были времена для старта, не то что сейчас...». Не то, что сейчас, говорите? А может самое, что ни на есть то?
Кризис и смена приоритетов. Часть 1
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Узнавая истории успеха компаний, начинающиеся в дни кризиса, мы говорим: «Молодцы, воспользовались случаем! Хорошие были времена для старта, не то что сейчас...». Не то, что сейчас, говорите? А может самое, что ни на есть то?

Шаг назад

Человек рождается, не имея жизненных приоритетов. Родители и воспитатели (в самом широком смысле этого слова) начинают понемногу вкладывать в него представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что важно, а что пустяки.

-   Мой руки перед едой, а не то...

Если описание того, что будет, красочное и убедительное, то для ребенка чистота рук становится важной.

- Выбрось ты эту марку, что ты мусор собираешь... 

И вот одним филателистом меньше, еще для кого-то собирание стало пустяком.

К 3-4 годам человек в целом представляет, что хорошо, а что плохо. Некоторые даже уже знают, кем они хотят стать, когда вырастут (чтобы радовать родителей). К школе основа личной системы ценностей сложилась и имеет вполне четкие очертания. Можно начинать предсказывать, как сложится жизнь человека. И предсказание того, как сложится дальнейшая жизнь, было бы делом весьма заурядным, можете поверить, если бы не одно НО. Человек пересматривает время от времени свои приоритеты (они же ценности). И вот почему.

Помните русскую народную сказку, в которой богатырь читал надпись на камне: «Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь». Ничего эта картина вам не напоминает? Это каждый из нас! Вы проснулись сегодня и очутились перед выбором: «Вставать и идти на работу или еще поваляться в постели?». Там, где есть союз «или» - там развилка дорог. Там, где развилка дорог, там выбор. Где выбор, там борьба двух или более ценностей. Момент выбора одного варианта из нескольких (одной дороги из нескольких) - это что, как не борьба?

Если в борьбе ценностей всегда побеждает одна, с кем бы ей не пришлось встретиться (например,  ценность «личная выгода»), мы можем предположить, что это доминирование сохранится в будущем и можем смело и точно предсказывать будущее этого человека. И чем больше доминирующих ценностей будем знать, тем точнее предсказания.

Знания первой десятки ценностей и их взаимоотношений достаточно, чтобы заглянуть на пять лет вперед жизни человека. И снова: если бы не одно НО. Если бы человек не пересматривал свои ценности... Но он их пересматривает и становится другим, и прежние предсказания больше не касаются его.

Слава Богу, что человек не пересматривает свои ценности часто, иначе он бы и сам устал меняться и всех предсказателей свел с ума. Для пересмотра системы ценностей человеку нужен повод. Серьезный повод. Нет, не правильно. Человеку нужен жесткий, тяжелый, ужасный личностный кризис и тогда... Может быть, только тогда человек усомнится в правильности своей жизни, усомнится в правильности принимаемых им решений, в правильности выбираемых им дорог. Если возникнут сомнения, то возможно человек начнет исследовать свою систему ценностей, введет в нее то, чего там не было (станет ценить что-то, чего раньше не ценил). Или, наоборот, выведет некоторые ценности и станет смотреть на них, как на пустяки, недостойные его времени и внимания.

Жизнь меняется мгновенно, как только человек пересмотрит свои ценности и утвердится в новой системе приоритетов, как только расставит все по своим местам. Почему жизнь меняется? Потому что как только она поставит человека перед привычным выбором «или -  или» человек, руководствуясь своей новой системой ценностей, выберет новую дорогу. А новая дорога приведет его к иным результатам. Иные результаты и есть иная (новая, другая) жизнь.

Теперь, когда мы сделали шаг назад и узнали, как может измениться человек, пора сделать три шага вперед и поговорить о том, как может измениться компания. Шаг назад мы делали на примере отдельного человека, потому что так легче понять идею, а шаги вперед будем делать на примере компаний.

Первый шаг вперед. Осознание собственного несовершенства.

Пока компания (ее топ-менеджмент и другие лица, принимающие решения) не осознает, что причина и тяжесть кризиса (по крайней мере отчасти) связана с самой компанией и ее приоритетами, нет минимально достаточных условий для внутреннего роста и перемен. Компания должна задать себе вопрос: Если бы мы иначе работали в прежние времена, этот кризис был бы таким же тяжелым для нас?

Да, если на Землю падает метеорит, который не был остановлен Брюсом Уиллисом, то причина катастрофы не в приоритетах вашей компании. И никакая работа над собой не поможет остановить этот метеорит. Но мы о других кризисах. Если во всем мире падает цена на акции, то причина кризиса – также не приоритеты вашей компании. Но если  случившийся кризис касается вас, то стоит подумать над вопросом: «Какими приоритетами мы должны были бы руководствоваться в прошлом, чтобы не иметь нынешних проблем?»

Если вы не находите ответа, то вероятно проблема, с которой вы столкнулись, все-таки падающий на Землю метеорит. Или вы не готовы осознать собственное несовершенство. Как ценности приводят человека в его настоящее, каким бы хорошим или плохим оно ни было, так и приоритеты компании, которыми она руководствовалась в прошлом, сделали свои записи в последнем балансе прибылей и убытков.

Одна женщина в Сочи обманула нас с супругой, предлагая сфотографироваться с обезьянками. Я не стал искать правду, потому что в тот момент решил, что теперь она пожизненно будет на меня работать, иллюстрируя стратегию «как можно мгновенно удвоить прибыль и навсегда потерять клиента». Краткое описание волшебной стратегии:

1)   Надо сказать клиенту, что любое количество фотографий с обезьянками стоит сто рублей.

2)   Надо отдать клиенту двух обезьянок.

3)   После съемок надо потребовать двести рублей, так как сессия проводилась с двумя обезьянками. 

Вот эта дама уже второй год находится в рабстве (потому что работает на меня без оплаты и личного согласия) и на каждом семинаре по клиентоориентированности демонстрирует человеческую глупость и хитрость. В русском устном есть слово, которое объединяет «хитрость» и «глупость» в одно, но в русском письменном такого печатного термина нет...

Что привело эту женщину в специфическое рабство? Ее приоритеты! Если бы они были иными, женщина с обезьянками могла бы стать светлым символом клиентоориентированности Сочи. Но не стала. Может ли она измениться и выйди из рабства?  Конечно. Но не раньше, чем пересмотрит свои приоритеты. А когда она их пересмотрит? А тогда, когда у нее случится кризис сбыта. Достаточно ли только кризиса сбыта? Нет, не достаточно. Она должна увидеть свое несовершенство. Увидит ли она его? Я сильно хочу этого,  и так же сильно сомневаюсь.

Осознание собственного несовершенства не должно сопровождаться самоуничижением. Как говорится в одной присказке - никто не совершенен. Совершенство не врожденное качество человека и компании - это следствие правильных выводов из прошлых ошибок. Совершенны компании те, которые сделали много правильных выводов. А много ошибок делают и совершенные компании и все остальные.

(продолжение следует...)

 

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Комментарии

2
  • Yelenabuch
    Когда будет продолжение?
  • Ясько Михаил
    Конструктивный подход, хочется продолжения