Электронная отчетность

Отчетность по каналам связи

Рынок сдачи отчетности по каналам связи – молодой и энергично формирующийся. Но на нем уже есть достаточно крупные игроки в масштабах IT-индустрии в целом. Уральская компания «СКБ Контур» - один из лидеров рынка по распространению тиражного программного обеспечения для бухгалтеров. Накануне 20-летия компании о стратегии успеха и общей ситуации на рынке по сдаче отчетности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.
Отчетность по каналам связи
На фото заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Рынок сдачи отчетности по каналам связи – достаточно молодой и энергично формирующийся. Вместе с тем на нем есть уже достаточно крупные игроки в масштабах IT-индустрии в целом. Федеральный разработчик – уральская компания «СКБ Контур» - является одним из лидеров рынка по распространению тиражного программного обеспечения для бухгалтеров. За последние 2 года её клиентами стали свыше полумиллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Накануне 20-летия компании о стратегии успеха и общей ситуации на рынке по сдаче отчетности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Леонид, за счет чего удалось добиться таких феноменальных показателей на конкурентном рынке?

В первую очередь, безусловно, наш успех был обусловлен правильным выбором технологии. Речь идет о технологии, которая называется «тонкий клиент», когда всё, что нужно нашему абоненту, находится на удаленном рабочем месте, на нашем сервере. Благодаря этому, клиент системы «Контур-Экстерн» полностью свободен в выборе места для входа в систему, полностью избавляется от обновлений. Отправлять отчетность можно с любого компьютера, подключенного к сети интернет – будь он в офисе или дома. Абонент всегда имеет доступ к базе отчетов и возможность оперативного вмешательства в ситуацию. Мы придумали использовать технологию «тонкого клиента» для подготовки и сдачи отчетность еще в 2000-м году, долго над ней работали, и в итоге добились успеха на рынке; а никто из конкурентов за эти восемь лет так и не смог повторить нашего технологического решения.

Еще очень важно, что, благодаря развитой партнерской сети купить нашу систему можно практически в любом городе страны. При этом работает «роуминг» - возможность отправки отчетности в любой регион, во все инспекции. К тому же, кроме ИФНС, отчетность можно отправлять в Пенсионный Фонд, а с июля текущего года – и в Росстат. Есть возможность доступа к карточкам лицевого счета, обмена с контролирующими органами письмами и иными документами, не входящими в состав регламентированной отчетности. А в последнее время разработан и внедрен целый ряд полезных для бухгалтера сервисов, уже не связанных с отправкой данных в контролирующие органы.

Наконец, безусловно, свой вклад в стремительный рост количества абонентов вносит гибкая ценовая политика, позволяющая любому абоненту выбрать тарифный план по запросам и возможностям. Так, для индивидуальных предпринимателей разработаны отдельные ценовые предложения, есть специальные акции для бюджетных организаций. Для всех абонентов с развитой филиальной сетью, а также бухгалтерских и аудиторских компаний, имеется возможность отправки данных в режиме «Обслуживающая бухгалтерия», что существенно сокращает затраты из расчета на каждое обслуживаемое подразделение. Льготы при покупке получают и организации на специальных режимах налогообложения.

Ивсе-такивопросстоимостиобслуживанияодинизсамыхактуальных. ПравительствостраныуменьшаетналоговоебремясостоялсяпереходнаежеквартальныйНДС, с 1 январяэтогогодавсеорганизациинаУСНобязаныподаватьтолькогодовуюдекларацию. Этоотражаетсянастоимостиобслуживания?

Ценовая политика по системе «Контур-Экстерн» сейчас устроена таким образом, что те абоненты, которые желают только отправлять отчетность в налоговые инспекции – платят небольшие деньги за годовое абонентское обслуживание. Или могут вообще не платить абонплату, а платить за каждый переданный отчет. И вместе с тем, каждому абоненту предлагается ряд дополнительных сервисов, при пользовании которыми абонплата немного возрастает. Так вот, по нашей статистике более 80% пользователей не ограничиваются только отправкой отчетности, а подписаны на те или иные дополнительные сервисы - лишнее свидетельство тому, что клиент вовсе не обязательно гонится за низкой ценой, ему важен спектр и качество предоставляемых услуг. Купить тот или иной тариф еще дешевле можно в рамках специальных акций, которые мы стараемся проводить ежеквартально. Ну и, невзирая на инфляцию, в 2008 году стоимость обслуживания мы не поднимали.

Как осуществляется подготовка к годовой отчетности? С таким количеством клиентов это должно быть настоящим испытанием...

Действительно, с приближением каждого отчетного периода мы мобилизуем целый ряд служб, которые заботятся о нормальной работе абонентов в системе. Так, запущен в действие федеральный колл-центр, который работает круглосуточно. Хочу отметить, что это беспрецедентный шаг в IT-сфере, но он очень важен с учетом разных часовых поясов и критичности сроков представления отчетности. Мы существенно увеличиваем возможности одновременной работы сотен тысяч пользователей – технология «тонкого клиента» предъявляет высокие требования к нашей серверной инфраструктуре. Понимаете, услуги специализированных операторов связи всем клиентам нужны в одно и то же время, сроки по сдаче отчетности у всех одинаковые. Значит, мы должны мобилизовать тысячи сотрудников, готовых помочь абоненту именно тогда, когда ему это нужно. Аналогичная нагрузка приходится и на оборудование. Так что, годовая отчетность – всегда испытание, и мы этого не скрываем. Поэтому и подходим к вопросу максимально строго. Взять тот же кадровый потенциал – сотрудников мы сегодня начинаем искать с первых курсов института, работая в этом направлении со многими вузами. В этом я, кстати, вижу и определенную социальную значимость нашей деятельности – достойная и хорошо оплачиваемая работа для перспективной молодежи.

Как вы относитесь к конкурентам? Насколько остра конкуренция на рынке электронной отчетности, какие формы принимает?

Я двумя руками «за» здоровую рыночную конкуренцию. Благодаря конкуренции мы вывели на рынок новые услуги, постоянно работаем над их качеством. Это не просто слова – в противном случае невозможно иметь столько клиентов, при, объективно, чуть более высоких ценах, чем у конкурентов. Только конкуренты способны задавать ту планку, ниже которой мы не должны опускаться – в условиях монополии этого не добиться. И конкуренты нам здорово в этом помогают.

Но конкуренция суровая, серьезная; соперничество идет в каждом регионе и буквально за каждого клиента. Поэтому, бывает и так, что эмоции перехлестывают через край. Это касается и высказываний на разного рода конференциях и выставках, и публикаций в прессе. К таким негативным, неподкрепленным фактами высказываниям, относимся, конечно, плохо. Ещё раз готов повторить – если есть сомнения в корректности организации нашей деятельности, то это повод для обращения в органы, лицензирующие её, а не в «желтую прессу». На последнюю, кстати, мы внимания не обращаем. Но если случаются какие-то некорректные нападки, то мы лишний раз осознаем, что наша деятельность – полезна, раз она осложняет существование каким-то структурам, которые сейчас «встроены» в процесс бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, и, фактически, паразитируют на налогоплательщиках.

С конкурентами ситуация понятна. А как быть с информацией в прессе о том, что, возможно, услуги по сдаче электронной отчетности будут предоставлять государственные структуры? В некоторых инспекциях об этом говорят вполне открыто.

При всем уважении к государственным структурам, подменить операторов связи в выполнении их функциональных задач они не смогут в силу вполне объективных причин.

Специализированный оператор связи - это беспристрастный арбитр во взаимоотношениях плательщика и государства. Его подтверждение о факте представления декларации является юридически значимым документом, к нему можно апеллировать в любом суде. Налоговый инспектор, самостоятельно определяющий факт и время прихода декларации, беспристрастным быть не может a priori. В случае возникновения каких-либо проблем сегодня достаточно просто обратиться к представителю оператора. Зачем тогда вообще отчетность в электронном виде, если по всем вопросам, в связи с ней возникающими, плательщики будут обращаться к инспектору? На этот способ передачи данных возлагаются несколько иные задачи, а именно сокращение сроков на обработку деклараций…

Специализированные операторы связи – это не застывшие в своем развитии структуры. Постоянно проходят работы по организации новых сервисов, как говорится, «за те же деньги», и многие из этих сервисов никак не укладываются в область деятельности государственных органов. Очень важно, что у операторов связи в рамках одной программы есть возможность отчитываться сразу в несколько контролирующих органов разной юрисдикции. Даже если предположить, что каждый из них разработает своё программное обеспечение, то это означает, что вместо одной полнофункциональной программы придётся иметь сразу несколько. Представьте, что для поездок за город, на дачу и работу Вам необходимо по закону иметь разные автомобили. Это непременно и на стоимости отразится, и на Вашем отношении к автотранспорту как к таковому.

На данный момент времени на рынке начинает появляться решение, альтернативное сдаче отчетности через спецоператоров, так называемая «отчетность напрямую». Это программное обеспечение распространяется теми же путями, что и наша продукция. Такая ситуация нас вполне устраивает, повторюсь, мы готовы к нормальной конкуренции. Уживаются же как-то маршрутные такси с городским транспортом, а государственные пенсионные фонды – с частными. Это только на пользу повышению качества услуг и снижению стоимости обслуживания.

Только пусть налогоплательщик сам решает, хочет он пользоваться услугами спецоператора, или работать «напрямую». А то иной раз в Интернете натыкаюсь на мнение, что, мол, «всех операторов надо закрыть и всё отдать государству». Как-то странно получается, во всех сферах деятельности - от создания ТСЖ до реформы электроэнергетики, - идёт обратный процесс, этого нельзя не замечать…

Но говорят, что государством все будет предоставляться плательщику совершенно бесплатно…

Такое крайне сложно представить – в программных комплексах сдачи отчетности, есть, например, модули криптографической защиты информации, которые бесплатно точно давать никто не будет. К тому же хочу напомнить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Можно, конечно, выделить отдельной строкой в бюджете расходы на содержание целого штата квалифицированных специалистов, которые будут поддерживать некую систему по сдаче отчетности в работоспособном виде для всех организаций страны. Сумму я побоюсь прикинуть, но это будет, пожалуй, сравнимо с бюджетом среднего города. А ведь сейчас государственный бюджет не содержит подобной нагрузки. Поэтому такой «бесплатный» сервис будет платным для общества – просто расходы на данный вид деятельности равномерно распределятся между всеми плательщиками – и теми, кто услугой пользуется, и теми, кому она попросту не нужна. Давайте спросим тех, кто не желает тратить лишние средства ни на какой сегмент формирования и подачи отчетности – готовы ли они косвенно субсидировать другие организации в этом вопросе? А кто будет контролировать расход государственных средств, до которых в нашей стране всегда много желающих? На рынке спецоператоров связи такой проблемы нет, так как ни копейки государственных средств на такую глобальную структуру, обслуживающую сегодня уже чуть ли не каждого второго плательщика страны, потрачено не было. Также предположу, что при реализации виртуального сценария запуска «бесплатной государственной системы» резко пострадает качество услуг. Когда клиент не платит деньги, не является заказчиком, то и диктовать свои условия обслуживания он не может. А один сбой при сдаче отчета разом перечеркнет всю экономию от «бесплатной отчетности» для отдельно взятой компании.

Но вы не будете оспаривать тезис о том, что такую жизненно важную сферу как сбор доходов государства необходимо более жестко контролировать?

Контроля над нашей деятельностью, на мой взгляд, более чем достаточно. Его осуществляют и собственно структуры, куда отчетность отправляется, и ФСБ (как лицензирующий орган в сфере криптографической защиты информации), и другие надзорные органы.

Закончить разговор о возможной «государственной системе отчетности» проще всего методом доведения до абсурда. Давайте разовьем тему, и спросим – а почему не возмещаются расходы на ведение бухгалтерского учета в организациях? Где жесткий контроль за этим процессом? Подавляющему большинству предприятий он ведь тоже нужен только для отчетности перед государством. Давайте закроем всех разработчиков бухгалтерского программного обеспечения, создадим институты бесплатных общественных бухгалтеров, сократив ставки на предприятиях. Заодно уж и аудиторов, и налоговых консультантов сделаем «бесплатных» и «государственных». Что дальше? Закроем частные клиники, институты? Это, по-моему, шаг к тому состоянию, в котором наше общество болезненно пребывало не так давно.

Кстати, и западный опыт наглядно демонстрирует, что нельзя организовать сбор отчетности в масштабах большой страны, без привлечения сервисных провайдеров, конкурирующих между собой. По-моему, организациям лучше самостоятельно решать, на что тратить собственные средства, чем безоговорочно отчислять часть средств на какую-либо услугу посредством налоговых платежей. Одно дело, когда речь идёт о товаре первой необходимости, но, напомню, что сдача отчетности по каналам связи не является обязательной для подавляющего большинства налогоплательщиков нашей страны.

Возвращаясь к вопросу, считаю, что лучшими показателями контроля нашей деятельности является информация, которую можно почерпнуть из открытых источников, мнений самих абонентов. Так, мы никогда не закрывали свой абонентский форум ни от потенциальных покупателей, ни от представителей контролирующих органов. Достаточно обратиться в интернет и увидеть то соотношение положительных и отрицательных отзывов, чтобы понять, что система не только востребована, но и удобна в использовании, безотказна и достаточно эффективно решает возложенные на нее задачи.

Разработчик системы – компания «СКБ Контур» - празднует свое 20-летие на российском рынке. Чем вы собираетесь порадовать своих абонентов?

Без подарков никто не останется – во всех регионах страны готовятся специальные мероприятия. При этом особые усилия мы прикладываем, чтобы порадовать тех, кто уже сотрудничает с нами, поскольку мы очень дорожим теми, кто уже давно и плодотворно работает с нашей системой. Подробности каждый абонент, равно как и всякий желающий подключиться к системе сможет узнать уже в ближайшем будущем. Но главным подарком, я считаю, должен быть высокий стандарт качества представленных на рынке программных продуктов. Это и было девизом работы нашей компании на протяжении 20 лет существования. Его мы и будем нести в массы в дальнейшем!

Комментарии

1
  • Алексей

    Н.П., Из чего гос-во будет её оплачивать? Из наших карманов? - я против. Я за выбор услуги у их качественного поставщика, а не за разбазаривание бюджетных средств на разработку непонятно чего и непонятно кем.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

Центробанк будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Интересные материалы

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга