Бизнес-психология

Правила хорошего тона

Вот уж действительно год начался с сюрпризов. Курс доллара вырос до рекордных 33 рублей. Российские бобслеисты выиграли чемпионат Европы. А в Москве снова пытались взорвать Макдональдс.
Правила хорошего тона
На фото Виталий Коренюгин, руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс»

Вот уж действительно год начался с сюрпризов. Курс доллара вырос до рекордных 33 рублей. Российские бобслеисты выиграли чемпионат Европы. А в Москве снова пытались взорвать Макдональдс.

Я многое помню. И курс доллара на моей памяти уже достигал таких высот, и невольным свидетелем взрыва у метро Юго-Западная я был. Правда, не помню, чтобы российские бобслеисты когда-либо входили в элиту мирового бобслея. Но не только подобное событие не хранится в моей памяти. Я, например, не могу припомнить,  чтобы руководители крупных компаний о конкурентах высказывались в негативном ключе, да еще и отрытым текстом.

Такое вот впечатление у меня сложилось после прочтения интервью руководителя одной из крупных авиакомпаний страны газете «Коммерсант-Daily». По-видимому, идея создать новый российский авиационный альянс стала настолько интересна всем и вся, что тон комментариев по различным вопросам развития не только авиационной отрасли в целом, но и отдельных авиаперевозчиков, решили не выбирать. Как всегда, объектом критики стала наша компания «Скай Экспресс», что в принципе уже не вызывает сильного удивления – не грех упомянуть успешный и перспективный проект и на его фоне выделить свои пусть и не великие достижения. Однако, тон высказываний настолько резкий и безапелляционный, что, как говорится, ни в какие ворота, особенно ворота деловой этики, не проходит.

Ведь как раньше было. Старшее поколение всегда были эталоном поведения. Мы равнялись на них, внимали их мудрым советам и взвешенным решениям, учились тактичности и уважению, с которыми они относились к другим. Но новый, 2009 год, и тут преподнес сюрприз. Соглашусь, не все хорошо в «датском королевстве» - нашей  авиаотрасли. Есть определенные проблемы, особенно у частных авиакомпаний. Но это не повод, как мне кажется, резко высказываться по отношению к коллегам по рынку и подрывать их деловую репутацию. Но не все так думают.

«Скай Экспресс» и КД Авиа недавно ощутимо досталось от «старшего брата». Обвинения в демпинге и неэффективности бизнес-модели, сообщения о размерах задолженности и о якобы предстоящем закрытии. Осталось только обвинить в полном развале российской авиации!

Я убежден, что подобные интервью наносят ущерб не только репутации отдельно взятой авиакомпании. Такие интервью могут бросить тень на всю авиационную отрасль России, вызывая недоверие у зарубежных экспертов в перспективности русского рынка и создавая искаженное представление о нравах авиаотрасли. Если в телекоммуникационной отрасли конкуренты  называют себя «партнерами по рынку», то в авиации как-то все иначе…. К сожалению.

Можно долго спорить по поводу плюсов и минусов используемых авиакомпаниями бизнес-моделей. Но показывать откровенное неприятие модели лоу-кост, давно и успешно зарекомендовавшей себя в мире, совсем не комильфо. Не хочется в очередной раз напоминать о наиболее успешных авиаперевозчиках в мире, таких как Ryanair, Southwest Airlines, использующих именно эту модель бизнеса, основанную на низких затратах в операционной деятельности, высоком уровне эксплуатации техники и специфической маркетинговой политике. А сравнивать молодую авиакомпанию с двухлетней историей, вложившую много средств в развитие бренда, электронной коммерции и других направлений деятельности, с одним из флагманов отрасли с большой историей, мощнейшей технической базой и эксклюзивными правами на международные маршруты,  в корне не верно. Ну, а публичные сообщения о возможном закрытии компании - коллеги по отрасли, вообще выходят за рамки принятого делового оборота и могут расценивается как недобросовестная конкуренция.

Обвинения партнера по рынку и использование в интервью прессе некорректных данных о его долгах, выглядят даже не как желание побольней ударить конкурента, а как крайняя мера в безуспешных попытках честной конкурентной борьбы на рынке. Используя такие приемы, руководитель «стандартной» авиакомпании повторяет ошибки зарубежных коллег, которые не принимали в расчет специфику бизнес-модели бюджетных авиакомпаний, за что и поплатились, потеряв значительные доли рынка и клиентов.

Но, скорее всего, мои призывы к взаимоуважению бессмысленны.  И очень хочется вслед за классиком воскликнуть «О времена, о нравы!».

А как вы и ваши компании относитесь к коллегам по рынку? Существует ли этика в таком вопросе как конкурентная борьба?

 

 

Следует ли придерживаться этических норм в вопросах конкуренции?

Проголосовали 8 человек

Комментарии

1
  • Mio
    В процессе чтения данной статьи меня не покидало чувство, что господин Коренюгин пытается оправдаться, реабилитироваться .