Учет в строительстве

Путевой лист нового образца

Приказом от 18 сентября 2008 г. № 152 Минтранс России утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Однако значительно ранее Госкомстатом России были утверждены унифицированные формы путевых листов, которые в настоящее время не отменены.

Приказом от 18 сентября 2008 г. № 152 Минтранс России утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Однако значительно ранее Госкомстатом России были утверждены унифицированные формы путевых листов, которые в настоящее время не отменены.

Каким же нормативным документом теперь руководствоваться и какую форму путевого листа применять строительным организациям? Поговорим об этом в нашей статье.

Что было раньше?

До вступления в силу приказа Минтранса России № 152 ситуация с путевыми листами была следующей.
Формы путевых листов на легковой и грузовой транспорт, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, носили обязательный характер лишь для автотранспортных организаций.
Тем не менее налоговики предъявляли претензии к организациям, использующим автомобили, но не применяющим утвержденные формы путевых листов.
Позиция Минфина России по этому вопросу была неоднозначной. Первоначально (в письме от 15 июля 2005 г. № 03-03-04/1/75) утверждалось, что форма путевого листа установлена постановлением Госкомстата России и поэтому организации не вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать свою форму данного первичного документа.

Но затем (в письме от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214) чиновники указали, что постановление Госкомстата России № 78 обязательно для применения только автотранспортными организациями. Другие же организации могут разработать и использовать собственную форму путевого листа.

И, наконец, в письме от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129 Минфин России разъяснил порядок и периодичность оформления путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными. В частности, финансисты указали, что форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» носит обязательный характер только для автотранспортных организаций. Поэтому другие организации могут самостоятельно разработать и утвердить форму путевого листа. При этом первичные документы должны составляться с такой регулярностью, чтобы по ним можно было судить об обоснованности произведенного расхода. Так, организация может составлять путевой лист не каждый день, а, скажем, раз в неделю (месяц, квартал), если это позволяет учитывать количество отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов.
Таким образом, строительные организации были вправе:
- использовать формы путевых листов на легковой и грузовой транспорт, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78;
- разработать и использовать собственную форму путевого листа (или иного документа, подтверждающего расход на приобретение ГСМ).
Во втором случае организация имела право составлять путевые листы с такой периодичностью, которая ей удобна, но при этом позволяет обосновать расход (то есть позволяет точно учесть количество отработанного времени водителем и расход ГСМ).
Разработанные формы путевого листа и периодичность их составления следовало закрепить в учетной политике строительной организации.

Как теперь?

Порядок заполнения обязательных реквизитов путевого листа, утвержденный приказом Минтранса России № 152 (далее - Порядок), распространяется на всех лиц, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров.
При этом в путевом листе обязательно указываются следующие реквизиты (п. 3 Порядка):
1) наименование и номер путевого листа;
2) срок действия путевого листа (число, месяц, год, а если путевой лист оформляется более чем на один день - число, месяц, год начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован);
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Для юридического лица указывается наименование, организационно-правовая форма, местонахождение и номер телефона, а для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О., почтовый адрес и номер телефона;
4) сведения о транспортном средстве. Такие сведения включают:
- тип (легковой или грузовой автомобиль, автобус и т. д.) и модель транспортного средства, а если грузовой автомобиль используется с прицепом или полуприцепом - его модель;
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку;
5) сведения о водителе (Ф.И.О. водителя, число, месяц, год и часы, минуты проведения медосмотра водителя перед рейсом и после него).

Помимо этого в путевом листе могут указываться дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров (п. 8 Порядка).

Новый Порядок разрешает оформлять путевой лист на один день либо на срок, не превышающий месяц.
При этом все путевые листы регистрируются в журнале регистрации (п. 17 Порядка) и хранятся не менее пяти лет (п. 18 Порядка).

Таким образом, теперь строительные организации могут:
- применять путевые листы унифицированной формы, утвержденные Госкомстатом России, а если они не содержат каких-либо обязательных реквизитов, установленных Порядком, дополнить их и утвердить в учетной политике;
- использовать путевые листы неунифицированной формы, предусмотрев в них все обязательные реквизиты, установленные Порядком.

КАКИЕ ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ ЗАТРОНУЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?

Учтите: все изменения касаются только путевых листов на легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. А вот в путевых листах строительных машин и механизмов никаких изменений не произошло.


Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • Кошачий глаз
    В статье приведены мнения чиновников, но нет ни слова о том, что утвержденные ранее формы путевых листов никогда не являлись обязательными, поскольку они не представлялись на регистрацию в Минюст, и Госкомстатом не был соблюден порядок их офциального опубликования.
    Поуказанным причинам эти формы попросту не вступили в силу!
    Ничего не сказано об оценке поставления Госкомстата судами.
    С учетом изложенного, статья искажает реальную картину.