Налог на рекламу

Ваша фирма несет расходы на рекламу

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в процессе получения услуг по производству, размещению и распространению рекламы, является Федеральный закон от 18.07.98 N 108-ФЗ "О рекламе". В нем содержится основное определение рекламы.

1. Определение, состав расходов
2. Первичные документы
3. Налогооложение
  3.1.норматив, принимаемый для налога на прибыль
  3.2.НДС
  3.3. Налог на рекламу
  3.4. НДФЛ
4. Бухгалтерский учет по видам рекламных расходов
  4.1.Публикации рекламного характера
  4.2.Комната образцов реализуемого товара
  4.3.Участие в выставках
  4.4.Оформление витрин товарами
  4.5. Призы

 
1. Определение, состав расходов

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в процессе получения услуг по производству, размещению и распространению рекламы, является Федеральный закон от 18.07.98 N 108-ФЗ "О рекламе". В нем содержится основное определение рекламы.

Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона о рекламе).

Организациям не запрещено разрабатывать и изготавливать рекламу собственными силами (хозспособом).

Бухгалтерское законодательство не содержит определения рекламы и рекламных услуг. В бухгалтерском учете расходы на рекламу учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) в полной сумме произведенных расходов.

Налоговое законодательство также не имеет своего определения рекламы, однако перечисляет ее некоторые виды, принимаемые для целей налогообложения.

2. Первичные документы

Налоговое законодательство под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

В соответствии с бухгалтерским законодательством все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации (п. 12 и 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Форматы бланков, указанные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Если форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то форма документа утверждается организацией. Такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п.2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт выполнения рекламных работ и услуг. Это могут быть:

- договор на оказание рекламных услуг;

- протокол согласования цен на рекламные услуги;

- документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации, оформленная в установленном порядке (свидетельство о праве размещения наружной рекламы, паспорт рекламного места, утвержденный дизайн-проект);

- акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;

- счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг, оформленные в соответствии с требованиями Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914;

- документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера);

- требование-накладная (ф.М -11) и накладная на отпуск материалов на сторону (ф.М-15); лимитно-заборная карта (форма N М-8), утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а) для оформления перемещения материалов, используемых в рекламных целях,

- требование-накладная Унифицированная форма N ТОРГ-12 и накладная на внутреннее перемещение, передачу товара (унифицированная форма N ТОРГ-13), утвержденнын постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132) для оформления перемещения товаров, используемых в рекламных целях,

- расчетно-платежная ведомость (унифицированная форма N Т-49, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132) для учета заработной платы, начисленной в связи с производством рекламных расходов расчетно-платежная ведомость

-акт о списании товаров (готовой продукции) в рекламных целях,

- акт об уценке товаров,

- Декларации по налогу на рекламу

- бухгалтерские справки-расчеты и др. документы.

На случай налоговых споров рекомендуется хранить экземпляры печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными обЪявлениями, аудио- или видеокассеты с записью рекламы, эфирные справки с указанием дат, времени и продолжительности рекламных сообщений по радио и телевидению и другие свидетельства фактического размещения рекламы, т.к. в соответствии со ст. 21 Закона о рекламе рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.

3. Налогооложение
3.1. Норматив, принимаемый для налога на прибыль

В 2002 году все рекламные расходы следует разделить на два вида:

- расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объеме;

- расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах установленного норматива (1 процента от выручки).

К ненормируемым расходам организации на рекламу относятся (п.4 ст. 264 НК РФ ):

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе обЪявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (например, в сети Интернет);

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечень ненормируемых расходов является закрытым. Все иные, не входящие в данный перечень рекламные расходы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения нормируются (п. 4 ст. 264 НК РФ ). Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1 процента от выручки. При этом в сумму выручки не включаются НДС и налог с продаж. Нормативные расходы на рекламу, как и сама прибыль, рассчитываются нарастающим итогом с начала года.

Поэтому к нормируемым (прочим иным) рекламным расходам относятся затраты на разработку, издание и распространение (в частности при реализации своей продукции) плакатов, афиш, рекламных писем, открыток, эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов при непосредственном вручении клиенту или отправке по почте и другие не поименованные в закрытом перечне расходы.

В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода) (п.1 ст. 272 НК РФ).

Рекламные расходы являются косвенными, сумма которых согласно п.2 ст.318 НК РФ и ст. 320 НК РФ в полном обЪеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного (налогового) периода.

3.2. НДС

Сумма НДС, уплаченная подрядчику, принимается к вычету на основании ст.171 и 172 Налогового кодекса РФ при наличии счета - фактуры и документов, подтверждающих оплату (для рекламных расходов, которые учитываются при налогообложении в полном обЪеме).

По расходам, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки, НДС может быть принят к вычету в размере, соответствующем указанным в НК РФ нормам. По сверхнормативным рекламным расходам НДС к вычету не принимается и списываются за счет собственных средств предприятия.

Особенности исчисления НДС при участии в международных рекламных мероприятиях и по товарам, раздаваемым в качестве призов, рассмотрены в соответствующих разделах статьи.

3.3. Налог на рекламу

Произведенные рекламные расходы подлежат обложению налогом на рекламу. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на рекламу является местным налогом. Он введен ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ".

Ставку налога устанавливают органы местного самоуправления, но она не должна превышать 5% стоимости рекламных услуг. Плательщиками налога являются юридические лица, рекламирующие свою продукцию.

В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 21 ноября 2001 г. N 59 "О налоге на рекламу" обЪектом налогообложения признаются:

- приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);

- рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.

При этом распространением информации признается ее продвижение (информационное воздействие) при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рекламных носителей. Распространением информации признается, в частности, распространение обЪявлений, извещений или сообщений.

Налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг).

Сумма налога на рекламу исчисляется исходя из стоимости оказанных налогоплательщику рекламных услуг (работ) в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость.

При самостоятельном выполнении работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг), налоговая база определяется исходя из фактически произведенных прямых (материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления на основные средства, непосредственно используемые при изготовлении средств распространения рекламы) и косвенных расходов. При этом доля косвенных расходов, подлежащих включению в стоимость рекламных работ для целей исчисления налога на рекламу, определяется исходя из процентного соотношения суммы прямых расходов на рекламу к общей величине прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде.

Начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период (квартал), в котором фактически произведены расходы на рекламу.

Налогом на рекламу облагаются как нормативные, так и сверхнормативные расходы на рекламу. Источником оплаты налога на рекламу являются финансовые результаты деятельности предприятия.

Налог на рекламу учитывается в составе расходов на дату начисления (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ). Он будет отнесен к косвенным расходам, которые уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

3.4. НДФЛ

ОбЪект налогообложения налога на доходы физических лиц может возникать при раздаче призов физическим лицам в рамках рекламной компании (ст. 211 и 217 НК РФ). Данный вопрос рассмотрен в разделе "Призы".

4. Бухгалтерский учет по видам рекламных расходов

Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 7 и п. 9 ПБУ 10/99 расходы на рекламу признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности в полном обЪеме.

На основании п. 18 ПБУ 10/99 расходы на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99.

4.1. Публикации рекламного характера

При учете услуги по размещению рекламы на страницах периодических изданий, следует учитывать, что оплачиваться данные расходы могут авансом. Но поскольку размещение рекламы будет осуществляться по мере опубликования рекламных обЪявлений в периодическом печатном издании, то и рекламные расходы признаются в налоговом учете на дату подписания номера издания в печать. Это следует из требования п. 2 ст. 272 НК РФ - расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода). Если согласно условиям договора рекламный агент выполнит свои обязательства, разместив рекламный материал один раз в каком-нибудь издании, то предприятие должно учесть данные расходы только в момент подписания акта приема-передачи услуг (работ). Если по условиям договора рекламный агент должен разместить рекламный материал несколько раз, то на основании подтверждающих документов о выполнении обязательств предприятие включает данные расходы в статью прочих расходов на производство и реализацию продукции, принимаемых для целей налогообложения.

Таким образом, порядок признания рекламных расходов в бухгалтерском и налоговом учете совпадет.

Пример.

Торговая организация в июне 2002 года заключила с рекламным агентством договор возмездного оказания услуг, в соответствии с которым агентство проводит рекламную кампанию продаваемых организацией товаров в региональной прессе в течение июля-августа 2002 г. Услуги агентства оплачены авансом в размере 30 000 руб. включая НДС - 5 000 руб. в июне. Акты об оказании рекламных услуг подписаны в июле и августе. Ставка налога на рекламу в регионе составляет 5%. Доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются организацией по методу начисления.

Бухгалтерские проводки в учете в июне:

Дебет 60-2 Кредит 51

- 30 000 руб. - перечислена 100% предоплата рекламному агентству по счету;

В июле:

Дебет 44 Кредит 60-1

- 12 500 руб. - на основании акта отражены расходы, связанные с рекламой товаров;

Дебет 19 Кредит 60

- 2500 руб. - учтен НДС по рекламным расходам.

Дебет 60-1 Кредит 60-2

- 15 000 руб. - зачтена часть аванса, перечисленного агентству, на основании акта приемки-сдачи выполненных работ;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

-2500 руб. - принят к вычету из налоговых обязательств сумма НДС, уплаченная в составе рекламных услуг за июнь (на основании акта сдачи-приемки и счета-фактуры);

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 625 (12500*5%) руб. - начислен налог на рекламу с суммы фактических рекламных расходов за июль.

Бухгалтерские проводки в августе будут аналогичными.

В целях исчисления налога на прибыль расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации не нормируются. Они в качестве косвенных (ст. 320 НК РФ) в полном обЪеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного (налогового) периода.

Расходы признаются на дату подписания акта приемки - сдачи оказанных услуг (пп.2 п.7 ст.272 НК РФ), в нашем случае в июле и августе.

4.2.Комната образцов реализуемого товара

Продажу товаров, использованных при оформлении комнаты образцов, обычно предполагается осуществлять в течение некоторого периода, в течение которого данная комната будет использоваться. Поэтому стоимость товаров, использованных в качестве образцов, и иные расходы по оформлению комнаты относится соответственно ко всему сроку, в течение которого организация планирует их продавать. Эти затраты не могут одномоментно быть приняты в бухгалтерском учете в качестве затрат и учитываются по статье "Расходы будущих периодов" группы статей "Запасы". Списание расходов будущих периодов производится в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально обЪему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. Установленный порядок должен быть отражен в учетной политике организации. Период списания расходов по оформлению комнаты образцов, а также стоимости товаров, использованных в качестве образцов, устанавливается распоряжением руководителя организации исходя из предполагаемого срока их использования.

Пример

Торговая организация в июне 2002 года оформляет комнату образцов реализуемого товара, который предполагается продавать в течение 1 года. Стоимость товаров, использованных для оформления комнаты образцов и не подлежащих дальнейшей продаже, составила 12 000 руб. Доходы и расходы в целях исчисления прибыли организация определяет "по начислению".

Бухгалтерские проводки в учете в июне:

Дебет 97 Кредит 41

- 12 000 руб. - списана стоимость товаров на основании акта о списании товаров в рекламных целях;

В июле и далее ежемесячно в течение 1 года:

Дебет 44 Кредит 97

- 1 000 руб. - ежемесячно списываются расходы по оформлению комнаты образцов;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 500 (1000*5%) руб. - по мере признания расходов в качестве рекламных начисляется налог на рекламу.

В целях исчисления налога на прибыль рекламные расходы в виде расходов на оформление комнат образцов учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп.28 п.1 и п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ. Дата признания расходов определяется в порядке, установленном ст.272 НК РФ, согласно которой расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов.

В связи с этим рассматриваемые расходы по рекламе в бухгалтерском и налоговом учете могут признаваться одновременно и в одинаковой сумме.

4.3. Участие в выставках

Участие в выставке - это не простое посещение выставки или присутствие на конференции, а оформление стенда, демонстрация продукции или какое-то иное участие с целью расширения рынка сбыта своей продукции и распространения сведений о ней.

В целях бухгалтерского учета предварительная оплата аренды выставочных площадей не признается расходом (п.3 ПБУ 10/99). Расходы признаются в соответствии с п.18 ПБУ 10/99 в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при наличии условий, указанных в п.16 ПБУ 10/99. Поэтому эти условия будут выполнены на дату закрытия выставки и дату подписания акта приемки - сдачи оказанных услуг с организатором выставки и в бухгалтерском, и в налоговом учете (пп.2 п.7 ст.272 НК РФ).

Учитывать ли арендную плату в составе расходов, на которые начисляются налог на рекламу? По мнению Департамента налоговой политики Минфина России, изложенному в ответе от 16.03.2001 N 04-05-17/7 на частный запрос налогоплательщика, плата за аренду выставочных площадей не относится к расходам на рекламу и не включается в обЪект обложения налогом на рекламу. Однако Управление МНС РФ по г. Москве совсем другого мнения об этом. В письме от 29 ноября 2001 г. N 06-12/6/54949 указано, что расходы организации по аренде площадей на международных выставках с целью рекламы продукции организации относятся к расходам рекламного характера и, соответственно, являются обЪектом налогообложения налогом на рекламу. При проверках в рекламные расходы налоговые инспекторы требуют включать и командировочные расходы, связанные с поездкой сотрудников на выставки.

Если Вы организовываете презентации, участвуете в выставках, проводимых за рубежом, и при этом пользуетесь услугами зарубежных фирм, не забудьте об особенностях определения места реализации рекламных услуг.

Согласно пп.4 п.1 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации рекламных услуг для целей налога на добавленную стоимость признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг. Поэтому местом реализации рекламных услуг, оказываемых зарубежными организациями организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, считается территория Российской Федерации.

Иностранные организации, оказывающие рекламные услуги, в стоимости таких услуг и выставляемых счетах суммы налога на добавленную стоимость не учитывают. Согласно п.3 ст.164 НК РФ операции по реализации рекламных услуг подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов. Поэтому российская организация НДС уплачивается в бюджет не за счет средств, подлежащих перечислению иностранным организациям, а за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных сборов. При этом указанные суммы налога, уплаченные в бюджет Российской Федерации, подлежат вычету в общеустановленном порядке на основании ст.171 Налогового кодекса. Такой порядок установлен письмом Минфина РФ от 27 декабря 2001 г. N 04-03-08/62.

4.4. Оформление витрин товарами

Торговое предприятие может оформить свою витрину товарами, которые изначально были приобретены для перепродажи. Это является рекламой и способствует реализации товара, так как наглядно его демонстрирует. В результате экспонирования товары могут полностью или частично потерять свои потребительские качества.

Расходы, понесенные при оформлении витрин, - это затраты на:

- списание товаров, полностью утративших свои потребительские качества в результате экспонирования;

- уценку экспонированных товаров, потерявших свои потребительские качества частично.

Документальное оформление рекламных расходов, связанных с передачей товаров, приобретенных для продажи, для оформления витрин следующее. Должен быть в организации внутренний организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) о том, какой ассортимент товаров будет использоваться для оформления витрин. На основании этого документа оформляется накладная на внутреннее перемещение, передачу товара на витрину (унифицированная форма N ТОРГ-13, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132).

Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчете.

После замены использованных при оформлении витрин товаров также издается приказ руководителя, на основании которого товар снимают с витрины.

Использованный товар возвращается на склад с заполнением формы ТОРГ-13. После издания приказа товар может быть уценен с оформлением "Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров" (унифицированная форма ТОРГ-20). Результаты уценки оформляются инвентаризационными описями-актами с указанием старой, новой цены и суммы уценки. Уценка является рекламными расходами торгового предприятия тогда, когда ее сумма превышает размер торговой наценки, то есть когда она уменьшает фактическую себестоимость товара.

Согласно п.4 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения расходы на оформление витрин, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании относятся к ненормируемым рекламным расходам.

4.5. Призы

С целью привлечения внимания к продукции или товарам устраиваются конкурсы, победителям в которых дарят призы.

Проведение конкурса должно быть оформлено соответствующими организационно - распорядительными документами (например, распоряжением руководителя, положением о правилах проведения конкурса, планом проведения рекламной акции т.д.).

Порядок определения даты признания прочих расходов в налоговом учете организациями, применяющими метод начисления, установлен п.7 ст.272 НК РФ. Рекламные расходы признаются в налоговом учете на дату передачи товара победителю - физическому лицу в качестве приза. В соответствии с п.1 ст.318 НК РФ признанные в налоговом учете расходы на рекламу (в пределах 1 процента от выручки) являются косвенными расходами, которые в полном обЪеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода (п.2 ст.318 НК РФ).

В зависимости от стоимости приза решается вопрос - нужно ли подавать в налоговые органы сведения о лицах, которым призы вручены и в каком случае.

В соответствии со ст.211 Налогового кодекса РФ получение приза физическим лицом - плательщиком налога на доходы физических лиц рассматривается как получение налогооблагаемого дохода в натуральной форме. Размер дохода определяется как стоимость полученного физическим лицом имущества, исчисленная исходя из его цены, определяемой в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 НК РФ, с учетом суммы НДС и налога с продаж (п.1 ст.211 НК РФ).

Стоимость любых призов в денежной и натуральной формах, выдаваемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг) не признается обЪектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в пределах до 2000 руб. по каждому из физических лиц - получателей (п.28 ст.217 НК РФ). При этом предел в 2000 руб. принимается за налоговый период, равный одному календарному году.

Организации, производящие массовые рекламные кампании, включающие в себя бесплатную раздачу призов и товаров потенциальным покупателям рекламной продукции - физическим лицам, вправе не представлять по ним сведения о доходах в налоговые органы, но только если стоимость выдаваемых товаров не превышает не облагаемые налогом границы.

Стоимость призов, превышающая 2000 руб., подлежит в соответствии с п.2 ст.224 части второй НК РФ обложению по ставке в 35 процентов.

Организация, выдавшая приз, является налоговым агентом и обязана в соответствии со ст.226 Налогового кодекса РФ исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п.9 ст.226 НК РФ).

Но при вручении приза организация денежных средств, из которых было бы возможно удержать налог, не выплачивает, поскольку выплата дохода произведена в натуральной форме. Поэтому у организации отсутствует возможность взыскать с победителя конкурса сумму исчисленного налога на доходы физических лиц. В этом случае организация обязана в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п.5 ст.226, ст.230 НК РФ). Следовательно, при вручении приза физическому лицу организации необходимо взять у него сведения, необходимые для заполнения справки по форме N 2-НДФЛ. В справке стоимость призов включаются в справку по код дохода - 2740, одновременно отражается факт предоставления налогоплательщику налогового вычета в размере 2000 руб. (код вычета - 505).

Что касается ЕСН, то организация не является налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для этой организации. Поэтому стоимость подарков, сувениров, призов, выдаваемых участникам в ходе рекламных мероприятий, и победителям конкурсов, не выполняющим работы для организации, не включаются в обЪект налогообложения для исчисления единого социального налога на основании положений ст.236 Кодекса. Об этом говориться в письме Минфина РФ от 20 февраля 2002 г. N 04-04-04/24.

По вопросу исчисления НДС при раздаче призов идет спор. Одни специалисты говорят, что раздача призов - это передача прав собственности на товары на безвозмездной основе физическим лицам. А в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ такая передача в целях исчисления НДС признается их реализацией, то есть обЪектом налогообложения. Поэтому в момент раздачи призов необходимо начислить задолженность перед бюджетом в сумме НДС со стоимости призов. Но при этом сумма налога, уплаченная при покупке такого имущества, принимается к налоговому вычету в обычном порядке.

Другие специалисты считают, что призы, переданные при проведении рекламной кампании, не могут рассматриваться как их безвозмездная передача, так как они были использованы для нужд собственного потребления. Поэтому стоимость призов не должна облагаться налогом на добавленную стоимость, поскольку стоимость призов принимается в качестве рекламных расходов.

Однако вспомним, что расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения нормируются и принимаются только в пределах 1 процента от выручки.

А согласно п. 2 ст. 146 НК РФ передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежит налогообложению НДС.

Поэтому на взгляд автора, к вычету из бюджета могут быть приняты суммы НДС при приобретении призов полностью. Однако при их раздаче на их стоимость, превышающую норматив в текущем периоде, должен быть начислен НДС в бюджет. Придется все время отслеживать данную величину, поскольку норматив считается нарастающим итогом.

Фомичева Л. П., Руководитель департамента
бухучета и аудита КА "Форум",
тел. (095) 728-82-40, 8-902-613-0053
E-mail: l_fom@mail.ru, FomichevaL@msk.sibal.ru

Опубликовано в СПС "Гарант"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию