Бухгалтерия

Определяем цену платных услуг

К сожалению, зачастую для нормальной работы учреждения бюджетных средств не хватает. Средства, полученные от оказания платных услуг, могут помочь в этом случае. Но чтобы вести такую деятельность, нужно получить разрешение распорядителя средств бюджета и определить цену оказываемых услуг. Как правило, первое сделать не проблематично. Со вторым вопросом поможет разобраться наш материал.

К сожалению, зачастую для нормальной работы учреждения бюджетных средств не хватает. Средства, полученные от оказания платных услуг, могут помочь в этом случае. Но чтобы вести такую деятельность, нужно получить разрешение распорядителя средств бюджета и определить цену оказываемых услуг. Как правило, первое сделать не проблематично. Со вторым вопросом поможет разобраться наш материал.

На что ориентироваться при самостоятельном установлении цен

Цены на услуги, предоставляемые за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Порядок формирования цен на услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными письмом Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982. Согласно пункту 4.1 Методических рекомендаций, свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.
Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен и носят рекомендательный характер. Более детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, самостоятельно рассчитывают специалисты бухгалтерских и экономических служб бюджетных учреждений (на основании калькуляции на каждый вид услуги). Но в любом случае при формировании стоимости услуги следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ и другими нормативными документами.

Отраслевые особенности ценообразования


Определяя уровень цен на услуги, важно помнить, к какой сфере деятельности (отрасли) относится учреждение. И, следовательно, руководствоваться специальными нормами.
Так, учреждения здравоохранения для определения стоимости медицинской услуги применяют Инструкцию по расчету стоимости медицинских услуг (временную), утвержденную Минздравом России и РАМН от 10 ноября 1999 г. № 01-23/4-10, № 01-02/41.
А при оказании платных образовательных услуг и установлении цены на них следует ориентироваться на нормы Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и т. д.

Расчет стоимости услуг

Отметим, что при определении цены расчет производится за единицу оказанных услуг с распределением по калькуляционным статьям расходов.
Расходы (в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету) собираются на счете 401 01 200 «Расходы учреждения» или 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Итак, расчет производится по формуле:

Стоимость единицы услуги = Себестоимость + Прибыль

При расчете себестоимости услуги учреждениям необходимо провести хронометраж рабочего времени, необходимого для оказания данной услуги, для того, чтобы правильно определить сумму прямых расходов на оплату труда и ЕСН.

Себестоимость = Прямые расходы + Косвенные расходы

Причем прямые расходы в свою очередь состоят из материальных затрат, суммы на оплату труда и ЕСН и начисленной амортизации.

Изменение цены следует согласовать

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, причисляют к неналоговым доходам соответствующего бюджета (федерального, субъекта РФ, местного). Причем учет поступления и выбытия денежных средств на лицевом счете ведут в соответствии со сметой доходов и расходов, в том числе и по приносящей доход деятельности.
Напомним, что смету составляют получатели бюджетных средств на текущий финансовый год, а утверждают в порядке, установленном главным распорядителем средств. Там определяются объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений их использования.
Любое запланированное движение этих средств отражается по конкретному коду главного распорядителя средств бюджета и коду классификации операций сектора государственного управления. И, следовательно, любое изменение цены на платные услуги может затронуть исполнение бюджета в разрезе по названным кодам. Значит, любые ценовые корректировки бюджетным учреждениям необходимо согласовывать с главным распорядителем.

Иногда цены устанавливают на региональном уровне

В субъектах РФ могут быть разработаны свои нормативные акты, устанавливающие порядок формирования цен. Например, в Волгоградской области утвержден прейскурант на платные услуги (постановление главы администрации Волгоградской области от 7 мая 2008 г. № 562). Оказывая платные услуги, учреждения государственной ветеринарной службы Волгоградской области руководствуются им.
Даже если учреждения устанавливают цены на платные услуги самостоятельно, им следует учитывать требования и ограничения, установленные отраслевыми, региональными и другими нормативными актами. А калькуляцию и прейскурант на услуги учреждения обязательно предоставляют для утверждения главному распорядителю бюджетных средств.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию