Отчетность

Суровая правда пенсионной реформы

На состоявшемся недавно Первом ежегодном пенсионном форуме вице-премьер Александр Жуков заявил, что непростая экономическая ситуация в стране пока не повлияла на ранее изложенные планы правительства по реформированию пенсионной системы. Другими словами, с 2010 года социальный налог все же будет отменен, а вместо него работодателей обяжут платить страховые взносы во внебюджетные социальные фонды.

На состоявшемся недавно Первом ежегодном пенсионном форуме вице-премьер Александр Жуков заявил, что непростая экономическая ситуация в стране пока не повлияла на ранее изложенные планы правительства по реформированию пенсионной системы. Другими словами, с 2010 года социальный налог все же будет отменен, а вместо него работодателей обяжут платить страховые взносы во внебюджетные социальные фонды.

Однако до сих пор остается непонятным, кому будет выгодна данная пенсионная реформа, поэтому «Московский бухгалтер» решил провести свое маленькое расследование и найти ответ на столь животрепещущий вопрос.

Суть перемен

Известно, что Пенсионный фонд испытывает серьезные проблемы с выплатой пенсий. Разработчики пенсионной реформы приняли ожидаемое, но довольно непопулярное решение. Автором его считается Татьяна Голикова — министр здравоохранения и социального развития РФ. Суть его сводится к следующему. С 2010 года перестает действовать ЕСН. Вместо него опять, как это было до 2002 года, вводятся страховые взносы в соответствующие фонды. Ставки будут таковыми: в Пенсионный фонд (напрямую, минуя федеральный бюджет) — 26 процентов; в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 процента; в Фонд социального страхования — 2,9 процента. Всего — 34 процента.

Иными словами, по сравнению с действующими ставками ощутимое увеличение в размере 6 процентов придется на отчисления в Пенсионный фонд, 2 процента на обязательное медицинское страхование, которое также испытывает определенные трудности. Без изменений остается только размер отчислений в Фонд социального страхования. Правда, таков размер отчислений до момента достижения оплаты труда цифры в 415 000 рублей. После достижения этой величины до конца года отчисления не производятся.
А что изменится для отдельных трудящихся россиян в новой системе? За год за работника с зарплатой от 35 000 рублей и выше, организация перечислит в фонды 141 000 рублей (415 000 рублей і 34 процента). Из этих денег в Пенсионный фонд будет переведено 108 000 рублей, в Фонд обязательного медицинского страхования — 21 000 рублей, в Фонд социального страхования — 12 000 рублей.

Напомним, что действующие ставки ЕСН составляют: до 280 000 рублей отчисления в размере 26 процентов, от 280 000 рублей до 600 000 рублей — 10 процентов и свыше 600 000 рублей — 2 процента.
Таким образом, вместо трехступенчатой вводится более простая двухступенчатая шкала отчислений.

Чем выше зарплаты, тем ниже нагрузка

Теперь попытаемся определить, какие предприятия выиграют от применения данной системы, а какие проиграют. Очевидно, что отрасли, в которых месячная зарплата сотрудников находится на уровне 50 000-60 000 тысяч рублей, фактически уже во второй половине года перестанут платить отчисления в фонды. Кто эти счастливцы? Это отрасли ТЭК, финансовые и банковские организации и тому подобные предприятия.

В то же время применение данной системы приведет к тому, что налоговая нагрузка в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность, торговля, научная и образовательная деятельность, здравоохранение, будет сравнительно выше, чем в высокооплачиваемых отраслях народного хозяйства. То есть если посчитать налоговую нагрузку в виде отчислений в фонды, то станет видно, что в относительном выражении для отраслей с невысокой отплатой труда она в разы будет превышать нагрузку для отраслей с высоким уровнем оплаты труда.

Возьмем для сравнения организацию с уровнем оплаты труда на одного работника в размере 60 000 рублей. Отчисления в фонды от зарплаты этого сотрудника будут производиться только в течение первых шести месяцев, так как в седьмом месяце выплаты составят 420 000 рублей. За эти шесть месяцев компания перечислит в фонды 122 000 рублей (360 000 рублей х 34 процента). Так как в целом за год оплата труда составит 720 000 рублей (60 000 рублей х 12 месяцев), а нагрузка на оплату труда — 122 000 рублей, то можно посчитать процентную налоговую нагрузку на предприятие: 122 000 рублей х 100 процентов / 720 000 рублей = 17 процентов.
Если же взять фирму, где оплата труда совокупного работника составляет 35 000 рублей, то отчисления в фонды будут производиться в течение 11 месяцев налогового периода. Они составят 385 000 рублей. В фонды за этот период будет перечислена 131 000 рублей (385 000 рублей х 34 процента). Если это отнести к оплате труда за год, то нагрузка на фирму составит 31 процент (131 000 рублей х 100 процентов / 420 000 рублей).

Таким образом, сравнительная нагрузка на организации с невысокой оплатой будет значительно более высокой, чем на организации с высокой оплатой труда. И это достаточно существенный недостаток предлагаемой системы.

Расти пенсия, большая и маленькая?

Минздрав также раскрыл некоторые существенные подробности реформы ЕСН. В частности, дополнительные доходы трех внебюджетных фондов от реализации реформы составят 1,4 трлн рублей в 2010 году. Почти все доходы от увеличения социальных платежей с 26 до 34 процентов уйдут на текущие нужды фондов. Ставка взноса, формирующая персональные пенсионные права работников, увеличится лишь на 2 процента. При этом
из 26 процентов отчислений в Пенсионный фонд лишь 16 процентов будут формиро-вать будущие пенсии, а 10 процентов пойдет на текущие выплаты нынешним пенсионерам. Ставка взноса, формирующая накопительную часть, в лучшем случае увеличится на 2 процента и достигнет 8 процентов.

Что получат работники 1967 года рождения и моложе? Рассмотрим эту ситуацию на примере женщины, появившейся на свет в 1967 г. Ей предстоит отработать до пенсии начиная с 2010 года (момента начала предлагаемой реформы) 12 лет. Предположим, она достаточно высокооплачиваемый работник и ежемесячно будет получать более 30 000 рублей в месяц. Это позволит ей увеличивать свой накопительный счет в течение данных 12 лет. Тогда на счете женщины окажется 346 000 рублей (30 000 рублей і 12 месяцев х 12 лет х 8 процентов). Ее ежемесячная пенсия за счет средств накопительной части в результате реформы увеличится на сумму в 1500 тысяч рублей (346 000 рублей / 228 — срок дожития в месяцах, определенный пенсионным законодательством).
На первый взгляд, автору пенсионной реформы можно сделать упрек по поводу того, что он не учел инвестиционной составляющей в расчетах увеличения накопительной части. Однако сделано это не случайно. Практика предшествующих лет показывает, что в лучшем случае размер инвестиционных накоплений соответствует уровню инфляции. Что же касается прошедшего 2008 года, а возможно и текущего 2009 года, то никакого эффекта от пенсионных накоплений не ожидается, при этом уровень инфляции за 2008 год составил порядка 13 процентов.

Для подтверждения следует отметить, что Внешэкономбанк заработал за последние три года 5,25 процента
годовых для своих вкладчиков-«молчунов» при значительно большей инфляции.
Вряд ли можно рассчитывать и на значительное увеличение пенсий за счет базовой и страховой частей. В результате задача увеличения размера пенсий до 20 000-25 000 рублей в месяц, поставленная Концепцией развития до 2020 года, предложенными изменениями в пенсионную систему не решается.

Таковы последствия реформирования с опозданием пенсионной системы России. И, подводя итоги, хочется отметить, что ныне существующий план по реформированию пенсионной системы не позволит добиться существенного увеличения пенсий в перспективе ни для одной из категорий населения страны. Более того, ее применение может толкнуть компании на переход к серым схемам выплаты зарплат.

«УПРОЩЕНЦЕВ» НЕ УЧЛИ...

Существует еще один интересный момент, о котором почему-то забыли создатели предлагаемой пенсионной реформы. Руководители нашей страны в последний период неоднократно указывали на необходимость поддержки малого и среднего бизнеса. Большинство такого рода организаций работают на упрощенной системе налогообложения и в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса не признаются плательщиками единого социального налога, но производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Ставка этих взносов, как указывалось ранее, составляет 14 процентов, отчисления в пенсионный фонд в новой системе составят 26 процентов, что увеличивает их нагрузку на оплату труда почти в 2 раза. Такие резкие перемены требуют внесения изменений в Налоговый кодекс! Без этих действий система УСН вообще ставится под сомнение...

Комментарии

11
  • Pugalter
    Все новое - это хорошо забытое старое. ЕСН - назад во внебюджетные фонды, оплату труда - назад в конверты....
    Склероз - двигатель прогресса. Или регресса?
  • bushka
    Блиннн!!! Надоело все надоело!!
    То вперед, то назад. Одно радует профессия бухгалтера не умрет.
    Вопрос по-существу, а что налоговый кодекс опять будут переписывать?
  • Наталья
    А собственные расходы ПФ, ФСС и ФОМС урезать не пробовали? может, и не пришлось бы повышать ставки...