Реклама или спонсорская помощь?

Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения вопросов, возникающих у сотрудников финансовых служб предприятий.

Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения вопросов,  возникающих у сотрудников финансовых служб предприятий.

Данная публикация будет посвящена вопросу спонсорской помощи, порядка ее отражения для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Предприятие собирается пожертвовать зоопарку денежные средства на кормление животных. У клеток с животными будет установлена табличка с названием компании и товарным знаком. Можно ли учесть эти расходы как рекламу? Что для этого необходимо прописать в договоре? Как эти расходы учесть в целях налогообложения?

Ответ.
Помощь, оказанная зоопарку с целью защиты животных, в соответствии с  Федеральным Законом от 11.08.95 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», расценивается как благотворительная.
В данном случае речь идет о спонсорской рекламе. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.06 г.№38-ФЗ «О рекламе»  спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Если спонсор не требует упоминать о себе как о спонсоре (спонсорская реклама), но хочет, чтобы информация о его товарах, работах или услугах появилась на спонсируемом мероприятии,  то такое спонсорство является  обычной рекламой, и благотворительностью не является.

Если речь идет о спонсорской помощи, которая не предусматривает оказание встречных (например, рекламных) услуг, то для такой операции можно заключить договор дарения. Имуществом будут передаваемые денежные средства, а целью передачи денег – приобретение продуктов питания для животных (в рамках Закона о благотворительности). При этом спонсор имеет право проконтролировать, на что реально были потрачены средства. Расходы по благотворительной деятельности в соответствии сп.16 ст.270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Но если спонсорская помощь предоставляется с целью распространения рекламы о спонсоре, то стороны могут воспользоваться договором о возмездном оказании услуг. Вопросы возмездного оказания услуг рассматриваются в гл. 39 ГК РФ, которая применяется и к договору о рекламных услугах. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

На мой взгляд, целесообразно оформить спонсорский договор, в котором спонсор обязуется профинансировать общественно-полезное мероприятие – приобретение продуктов питания для зоопарка, а спонсируемый - в ходе проведения мероприятия тем или иным способом распространить информацию о заказчике услуг как о спонсоре среди максимально возможной аудитории. При этом способ распространения информации должен быть заранее прописан в договоре. Расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, могут быть учтены для целей налогообложения с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (что подтверждает Минфин РФ в Письме от 05.09.2006 № 03-03-04/2/201).

В соответствии с п.11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, оказанных без условия о предоставлении рекламных услуг, являются прочими расходами.
Для обобщения информации о прочих расходах Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Что касается спонсорских расходов, фактически являющихся платой за рекламу, то они должны отражаться как расходы организации, связанные с ее обычной деятельностью. В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- они производятся в соответствии с договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты по рекламным услугам  признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг. В этом случае перечисленные средства первоначально подлежат отражению по дебету счета 60, на субсчете «Авансы выданные», в корреспонденции со счетами учета денежных средств. После того как стороны подпишут акт приемки-передачи рекламных услуг, затраты спонсора следует отразить по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с дебетом счета расходов.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию