Налог на прибыль

Транспортно-экспедиционные услуги. Документальное оформление и налогообложение

Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения вопросов, возникающих у сотрудников финансовых служб предприятий. Данная публикация будет посвящена вопросам документального оформления транспортно-экспедиционных услуг и налогообложения.

Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения вопросов,  возникающих у сотрудников финансовых служб предприятий. Данная публикация будет посвящена вопросам документального оформления транспортно-экспедиционных услуг и налогообложения.

Предприятие оказывает транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ) клиентам. Договора ТЭУ построены по схеме договора возмездного оказания услуг по причинам:
- экспедитор оказывает ряд услуг: перевозка, погрузо-разгрузочные работы, изготовление жесткой упаковки, маркировка, мягкая упаковка, хранение. Часть услуг оказывается своими силами, часть с привлечением сторонних организаций. Услуги оказываются одновременно множеству клиентов и в одной машине перевозятся грузы нескольких клиентов.
Какие отчеты, акты и другие документы необходимы Предприятию для признания расходов на перевозку для целей налогообложения (прибыль, НДС)? Какими формулировками будут обозначаться данные услуги (транспортные услуги, услуги по предоставлению автомобилей и т.д.)?

Ответ.
Предмет Договора: Заказчик поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Целью Договора является организация взаимоотношений, возникающих между Заказчиком и Перевозчиком при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов. Услуги Компании можно обозначить как услуги по перевозке грузов или как транспортные услуги.

Необходимы будут следующие документы:

  1. Договор на оказание услуг (работ);
  2. Товарно-транспортная накладная (далее - ТТН);
  3. Акт выполненных работ (оказанных услуг.);

4.   Счет-фактура.
Приведенный список документов, по нашему мнению, будет достаточным для обоснованного и документального подтверждения расходов, отвечающих требованиям ст. 252 НК РФ

Формулировка содержания хозяйственной операции должна раскрывать полную и исчерпывающую информацию об оказанных работах (услугах).
По нашему мнению, формулировка может быть выражена следующим образом:
 «Оказаны услуги по перевозке груза: маршрут, ТТН № и дата…».

Унифицированная форма товарно-транспортной накладной (форма  № 1-Т) (далее ТТН № 1) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 г. № 78. ТТН № 1 является первичным документом, предназначенным для расчетов за перевозки, и согласно Уставу автомобильного транспорта РСФСР - основным перевозочным документом. Заполнение всех предусмотренных  унифицированной формой реквизитов  является обязательным.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.97 № 78 товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В соответствии с Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:
- первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно - материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
- второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно - материальных ценностей у получателя груза;
- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

 

Начать дискуссию