Как бы чего не вышло, Или зачем выключать телефон в самолете

«Просим вас отключить мобильные телефоны и не пользоваться другими видами электронной техники во время полета. Работа авиационной техники может нанести вред вашим чувствительным приборам». Именно так сегодня бортпроводники авиакомпании Скай Экспресс убеждают пассажиров воздержаться от пользования различной техникой до взлета и во время полета.
Как бы чего не вышло, Или зачем выключать телефон в самолете
На фото Виталий Коренюгин, руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс»

«Просим вас отключить мобильные телефоны и не пользоваться другими видами электронной техники во время полета. Работа авиационной техники может нанести вред вашим чувствительным приборам». Именно так сегодня бортпроводники авиакомпании Скай Экспресс убеждают пассажиров воздержаться от пользования различной техникой до взлета и во время полета.

Однако далеко не все пассажиры внемлют просьбам экипажей воздушных судов. Они продолжают говорить по телефонам, в то время, как бортпроводники пытаются донести до них важность и необходимость пусть и скучной, но обязательной процедуры выключения техники на время полета. Многие пассажиры, не успев сесть в кресло самолета, открывают ноутбуки, надевают наушники и смотрят фильмы, не обращая внимания на призывы летного персонала и проводимый инструктаж.

Что касается внимания к действиям экипажа и элементарной вежливости, то тут все понятно. Но на самом ли деле так уж вредны для работы чувствительных приборов воздушного судна работающие мобильные телефоны, плееры и персональные компьютеры? Давайте попробуем разобраться, почему авиакомпании так настоятельно требуют от пассажиров отключать технику.

На самом деле все перечисленные приборы не вредны и не опасны для радионавигационных приборов и бортовых компьютеров воздушных судов. Частоты, на которых работает авиационная техника, существенно отличаются от характеристик бытовых электроприборов. Это только на земле умельцы могут настроиться на частоту правоохранительных органов и знать все передвижения патрульных машин и их переговоры. В воздухе все иначе. Даже самый навороченный ноутбук не в состоянии повлиять на бортовой компьютер или помешать переговорам пилотов и диспетчеров.

Дело в том, что все опасения и действия авиакомпаний по запрету использования персональной техникой и мобильной связью уходят своими корнями в историю. Действительно, когда-то эти рекомендации были актуальны. Решение об отключении различных приборов пассажирами было  принято во избежание возможного воздействия радиоустройств, типа телефонов и радиостанций, на приборы самолета. Но даже тогда, в 90-х, влияние персональных устройств было не очевидным. Все делалось для того, чтобы «как бы чего не вышло». Сегодня технологии развиваются еще стремительней, но авиационная техника всегда оставалась и остается особенной технологической ветвью радиоэлектроники, никоим образом не пересекающейся с развитием бытовой телекоммуникации.

В  США, например, документом, регламентирующим правила пользования пассажирами электронными приборами в самолетах, является Консультативный циркуляр 91.21-1А, изданный в октябре 2000 года. Его требования отражены в практиках многих авиакомпаний США. Приборы, которым разрешается работать в течение всего времени нахождения в самолете, следующие:

- имплантированные медицинские устройства (например, кардиостимуляторы и электронные нервные стимуляторы);

- слуховые аппараты;

- цифровые часы.

Приборы, которым разрешается работать до начала взлета, и после посадки:

- мобильные телефоны, пейджеры, а также устройства, способные посылать и получать email-сообщения и текстовые извещения.

В течение крейсерского полета (в установившемся наборе высоты и в горизонтальном полете на заданном эшелоне и скорости) разрешается использовать:

- персональные и карманные компьютеры;

- приборы, способные составлять email-сообщения и текстовые извещения без их передачи и/или приема;

- сотовые телефоны в режимах «игры»;

- цифровые камеры;

- DVD- или CD-плееры;

- приемники GPS;

- PDA-компьютеры.

В России я таких стандартов не нашел вообще. Поэтому откуда берут авиакомпании такие требования мне не известно. Возможно, используются стандарты США. Хотя это, согласитесь,  было бы странно.

Причина многих запретов и ограничений – какие-то устаревшие стандарты и правила, которыми авиаторы пользуются на протяжении вот уже многих лет. Такая же ситуация сложилась и с перевозкой людей с ограниченными возможностями. Именно устаревшие правила и стандарты явились причиной конфликта с пассажирами двух авиаперевозчиков - S7 и Аэрофлота. Перевозчики объясняют свои действия (отказ в перевозке инвалидов) тем, что в случае аварийной ситуации инвалиду трудно самостоятельно выбраться из самолета, и ему нужна будет посторонняя помощь.

Но, может быть, вспомним, что авиационный транспорт является самым безопасным. Количество происшествий в авиации крайне мало. А инвалидов, пользующихся авиационным транспортом, еще меньше. Решение данной проблемы, на мой взгляд, необходимо возложить на аэропорты и обязать их создать специальную службу по сопровождению инвалидов. Такие службы, например, уже имеются в Домодедово и Внуково. Не так уж и дорого включить в штат 2-3 человек для оказания помощи и услуг инвалидам.

Мне кажется, настала пора. Пора менять отношение к людям, пора менять отношение к устаревшим нормам и правилам. И прекратить наконец действовать по принципу «как бы чего не вышло».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию