Нередко фирмы решают продавать свои товары через интернет. В этом случае у бухгалтера возникает масса проблем. Как учесть расходы на создание виртуального магазина, как платить налоги и т. д.? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Создание web -сайта
Прежде чем начать виртуальную торговлю, организации нужно иметь свой web-сайт. Для этого ей придется потратиться:
– на разработку сайта;
– на регистрацию доменного имени;
– на размещение и поддержание сайта в интернете.
Разработка сайта
Фирма может создать сайт своими силами. Однако в большинстве случаев такую работу поручают сторонней организации.
В бухгалтерском учете затраты на разработку сайта учитывают либо в составе нематериальных активов, либо в расходах по обычным видам деятельности. В первом случае должны быть выполнены условия, которые перечислены в пункте 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Как правило, основной акцент делается на том, имеет фирма исключительные права на сайт или нет. При наличии таких прав организация получит нематериальный актив. А при их отсутствии затраты на создание сайта учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов». Далее затраты списывают на счет 44 «Расходы на продажу» в течение срока, который указан в договоре с владельцем исключительных прав.
В налоговом учете сайт можно учесть в составе нематериальных активов, если фирма имеет исключительные права на него (п. 3 ст. 257 НК). В противном случае сайт нужно учесть в составе прочих расходов, так как организация использует его в деятельности, направленной на получение дохода.
Доменное имя
После создания сайта нужно присвоить ему имя. Оно называется доменным. Имя должно быть уникальным и давать представление о названии организации, ее товарах, услугах и т. д. Доменное имя не является нематериальным активом. Об этом говорится в письме Минфина от 26 марта 2002 г. № 16-00-14/107. В бухгалтерском учете стоимость домена учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», так как регистрируют имя на год. Далее эти расходы следует ежемесячно списывать на счет 44 «Расходы на продажу».
В налоговом учете оплата домена относится к прочим расходам. Причем налоговики считают, что учесть их сразу нельзя. Расходы на оплату домена будут уменьшать налоговую прибыль постепенно равными долями в течение срока действия регистрации. Об этом говорится в письме УМНС по г. Москве от 7 мая 2003 г. № 26-12/25025. При этом инспекторы ссылаются на пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса. Хотя эта норма касается тех фирм, которые считают налог на прибыль по методу начисления. По нашему мнению, организациям, применяющим кассовый метод, следует учитывать затраты на регистрацию домена в момент оплаты.
Размещение в интернете
Последний этап создания сайта – размещение его в интернете и дальнейшая техническая поддержка. Эту работу выполняет организация-провайдер, с которой заключается договор на услуги хостинга. Расходы на их оплату отражают по дебету счета 44 «Расходы на продажу».
В налоговом учете услуги по доступу в интернет учитываются как прочие расходы. В приведенном письме столичные налоговики выразили мнение, что эти затраты нужно учитывать при исчислении налога на прибыль также равными долями. Хотя статья 272 Налогового кодекса, на которую они ссылаются, применяют фирмы, которые используют метод начисления. В то время как кассовый метод предполагает учет расходов при их оплате.
Способы оплаты товара
Итак, сайт заработал. Его просматривают покупатели и знакомятся с предлагаемой продукцией. Если товар понравился, они оформляют заявку и направляют ее продавцу. Диспетчер виртуального магазина связывается с клиентом и уточняет наименование выбранного товара, а также время доставки и способ оплаты.
Рассчитаться с продавцом покупатель может:
– наличными деньгами;
– при помощи банковской пластиковой карточки;
– «электронными» деньгами.
Рассмотрим каждый способ подробнее.
Оплата наличными
Как правило, товар доставляют покупателю домой. При его получении клиент передает курьеру деньги. В этот момент нужно отдать покупателю кассовый чек. Такое правило указано в статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении кассовой техники. Как выяснили корреспонденты журнала «Практическая бухгалтерия» (№ 10 за 2004 год), в ближайшее время сотрудники налоговой службы собираются ужесточить контроль за исполнением этого порядка интернет-магазинами. Инспекторы намерены провести серии контрольных закупок на различных сайтах. Чтобы выполнить требования закона о применении кассовой техники и не ссориться с контролерами, можно использовать компактные переносные модели кассовых аппаратов.
Перечисление по карточке
Для приема оплаты товара по банковским карточкам магазин должен зарегистрироваться в системе электронных платежей. Поэтому он оформляет заявку, которая по электронной почте отправляется на сервер системы электронных платежей. В результате интернет-магазину присваивают личный код. Кроме того, организация должна заключить с банком договор эквайринга. По этому договору фирме открывают счет, куда будут поступать платежи по кредитным картам покупателей.
В бухгалтерском учете стоимость подключения относится к расходам будущих периодов и далее равномерно списывается на общехозяйственные расходы в течение всего срока действия договора. Это правило относится и к налоговому учету, если фирма применяет метод начисления. При расчете налога на прибыль по кассовому методу затраты на подключение учитываются в момент их оплаты.
Банк ежедневно направляет интернет-магазину выписку о проведенных операциях. На ее основании продавец отгружает товар покупателю.
«Электронные» деньги
Для получения оплаты товара таким способом магазин должен вначале зарегистрироваться в одной из платежных электронных систем. Далее он указывает на своем сайте название электронной системы, чтобы покупатель мог ею пользоваться.
Покупатель, который желает расплатиться через интернет, должен быть зарегистрирован в той же электронной системе, что и продавец. Перед тем как отправиться за покупками в виртуальный магазин, покупатель пополняет свой электронный кошелек. Сделать это он может несколькими способами. Например, купить и активировать специальную карточку (наподобие оплаты мобильного телефона), перечислить деньги почтовым или банковским переводом, внести с кредитной карточки.
Получив от покупателя заказ, интернет-магазин обращается к администратору электронной системы платежей. По требованию продавца администратор перечисляет деньги на его банковский счет. За эту операцию с магазина берется комиссия. Ее бухгалтерский и налоговый учет ведется так же, как и учет банковских комиссий.
Обратите внимание: если организация-администратор не является банком (кредитной организацией), то она обязана начислить НДС на сумму комиссии. Следовательно, интернет-магазины могут принять этот НДС к вычету при наличии счета-фактуры.
Виртуальный магазин и ЕНВД
В статье 346.26 Налогового кодекса приведен перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД. Среди них – розничная торговля, которая осуществляется через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту торговли не более 150 метров, палатки, лотки и т. п. У бухгалтера интернет-магазина возникает вопрос, подпадает ли виртуальная торговля под действие этого спецрежима?
По мнению специалистов Минфина, не подпадает. В обоснование своей позиции они привели следующие аргументы. При осуществлении торговли через интернет-магазин у фирмы отсутствует объект торговли в том понятии, которое указано в статье 346.27 Налогового кодекса. Например, при адресной доставке товара место его получения и оплаты нельзя отнести к понятию торгового зала или палатки. Помещение офиса, где расположены компьютеры с выходом в интернет, также нельзя рассматривать в качестве объекта стационарной или нестационарной торговой сети. Поэтому торговля через интернет-магазин не подлежит переводу на уплату ЕНВД. Об этом говорится в письме Минфина от 13 апреля 2004 г. № 04-05-11/50.
Таким образом, по виртуальной торговле фирма должна платить налоги или по общему режиму, или она может перейти на упрощенку. Если организацию привлекает специальный режим, то ей нужно иметь в виду, что существует ряд условий, которые нужно соблюсти. Во-первых, это размер дохода от реализации. Так, предприятие имеет право применять упрощенку с 1 января 2005 года, если ее доход за 9 месяцев 2004 года не превысил 11 миллионов рублей без учета НДС. Такой «лимит» указан в пункте 2 статьи 346.12 Налогового кодекса. Кроме того, в пункте 3 этой статьи перечислены и другие ограничения, которые также нужно учитывать при переходе на спецрежим.
Т.А. Аверина, эксперт АГ «РАДА»
Начать дискуссию