В закон о госзакупках внесены изменения. В частности, нововведения затронули порядок размещения заказа. На какие нюансы обратить внимание, рассказывает Андрей Александрович ХРАМКИН, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам.
Размещаем заказ путем проведения конкурса
Надо заметить, что многие новации связаны с намерениями закрепить законодательно правоприменительную практику последних лет.
Изменения коснулись и правил оформления, и подачи конкурсной документации.
Заказчик определяет, как оформлять документ
Так, новшеством в требованиях к содержанию конкурсной документации стало следующее. Теперь заказчик устанавливает порядок оформления заявки участника (п. 1 ч. 4 ст. 22 закона о госзакупках).
Отсчитываем сроки по-новому
Также изменяется дата начала временного периода, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. По новым правилам отсчет ведут со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте (п. 16 ч. 4 ст. 22 закона о госзакупках).
Состав документации
Дополнен список документов, которые должны содержаться в заявке участника конкурса. В частности, дана расшифровка того, что понимается под документами, подтверждающими полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (подп. «в» п. 1 ч. 3 ст. 25 закона о госзакупках).
В дополнение к тем документам, которые заказчики требовали ранее, участникам необходимо будет прикладывать копии учредительных документов (для юридических лиц) и решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо его копию в случае, если:
— требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательст-вом, учредительными документами юрлица;
— для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) по контракту или внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
При этом, согласно новым правилам, заказчикам запрещено требовать от участников оригиналы документов (ч. 4 ст. 25 закона о госзакупках).
В документах можно обозначить товарные знаки
При проведении торгов в виде конкурса, аукциона и при запросе котировок в документации может присутствовать указание на товарные знаки.
Но это возможно только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта (ч. 3 ст. 22, ч. 3 ст. 34 закона о госзакупках).
Если в документации содержится ссылка на товарные знаки в отношении иностранных товаров, то в документации также должно быть указание на товарный знак в отношении российского товара-эквивалента. Обозначенные товарные знаки должны сопровождаться словами «или эквивалент» (за исключением случаев несовместимости товаров с другими товарными знаками и необходимости взаи-модействия товаров с уже используемыми заказчиком).
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе
Эта процедура также претерпела некоторые изменения. Ключевых момента, на которые нужно обратить внимание, два.
Во-первых, увеличен срок оценки и сопоставления заявок при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт до 30 дней (ч. 1 ст. 28 закона о госзакупках). Нововведение распространяется на контракт:
— с начальной (максимальной) ценой более 50 млн руб.;
— заключаемый на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
Во-вторых, конкурсная комиссия в соответствии с критерием «квалификация» вправе оценивать различные характеристики участника конкурса*.
Кроме того, расширен перечень работ и услуг, по которым весовое значение квалификации может достигать 45 процентов. Теперь к этому перечню добавлены: разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством РФ, а также оказание образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг, услуг по проведению экспертизы.
Основание — положения части 6 статьи 28 закона о госзакупках.
Может быть несколько исполнителей?
Теперь выделяется и отдельно регламентируется право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. Это возможно при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ, составляющих один лот, если они включены в один предмет контракта на одинаковых условиях (указанных в конкурсной документации). При этом следует заранее оговорить количест-во таких контрактов.
Проводим аукцион
В порядке проведения аукциона в основном аналогично процедуре конкурса изменились требования, излагаемые в документации об аукционе (ДОА). При таком виде торгов заказчики, так же как и при конкурсе, не имеют права требовать от участников оригиналы документов (ч. 3 ст. 35 закона о госзакупках). Также в такой документации должны содержаться сведения об оформлении и форме заявки на участие в аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках). Изменилась дата начала отсчета времени 10-дневного срока, в течение которого заказчик не имеет права подписывать контракт с победителем аукциона (п. 6 ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках).
Право на заключение сделки нужно подтвердить
Согласно подпунктам «в»—«д» пункта 1 части 2 статьи 35 закона о госзакупках, в этой сфере изменения коснулись:
— уточнения перечня документов, подтверждающих полномочия лица, действующего от имени участника;
— официального подтверждения разрешения на совершение сделки участником в случае, если заключение контракта будет относиться к «крупным сделкам» и необходимость такого разрешения установлена законодательством РФ.
Техобслуживание и ремонт сопровождают определенными документами
Уточнены необходимые дополнительные сведения, содержащиеся в документации об аукционе при размещении заказа на услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене запасных частей (п. 4.1 ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках).
Особенности подготовки документов при ремонтных работах
Уточнено содержание требований конкурсной и аукционной документации при закупке работ по выполнению технического обслуживания и (или) ремонта техники. Согласно новым правилам, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в документации кроме всего прочего еще и начальную (максимальную) цену работ по замене запасных частей к технике и оборудованию.
Заметим, что полученное в результате аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта распределяется пропорционально и на цену обслуживания, и на единичные расценки запчастей (ч. 4.1, 5.2, 6.2, 12 ст. 37 закона о госзакупках).
Сделана специальная поправка, регламентирующая «особую» ситуацию
Имеется в виду случай, когда проведенный аукцион на поставку лекарственных средств для федеральных государст-венных нужд признан несостоявшимся в силу отсутствия заявок или отклонения всех поступивших заявок на этапе рассмотрения. В таком случае по согласованию с уполномоченным контрольным органом допускается проведение закупки у единственного поставщика или проведение аукциона повторно с пропорциональным уменьшением объема поставки и начальной (максимальной) цены контракта (ч. 3 ст. 40 закона о госзакупках). При повторной процедуре предусмотрен ряд дополнительных ограничений (ч. 1, 3.1, 4 ст. 33, п. 6 ч. 4, 9 ст. 34, ч. 2 ст. 57 закона о госзакупках). Замечу, что в настоящее время уполномоченный контрольный орган — Федеральная антимонопольная служба.
Открытый аукцион в электронной форме
Все большее внимание уделяют законодатели процедуре открытого аукциона в электронной форме. В результате последних изменений с 1 июля 2009 года существенно изменится процедура размещения заказа путем проведения такого аукциона. С указанной даты будут действовать новые нормы статьи 41 закона о госзакупках, регламентирующей данную процедуру.
Также заказчики (уполномоченные органы) с 1 июля 2009 года смогут устанавливать требование о внесении денег в качестве обеспечения заявки на участие в указанном виде аукциона (ч. 5 ст. 32 закона о госзакупках).
Требования к оформлению заявок изменились
Все листы заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе и все листы тома таких заявок должны:
— быть прошиты и пронумерованы;
— содержать опись входящих в их состав документов;
— быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны им или уполномоченным лицом.
При этом законодательно закрепляется, что ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе и аукционе (ч. 3.3. ст. 25, ч. 2.2 ст. 35 закона о госзакупках).
Выполняем запрос котировок
В требования, предъявляемые к содержанию запроса котировок, было внесено дополнение — теперь допускается выставлять требование об отсутствии участника запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков (п. 12 ст. 43 закона о госзакупках).
Принципиальной новацией процедуры запроса котировок стало следующее. Если срок подачи заявок продлен из-за поступления только одной заявки, соответствующей условиям запроса котировок, а по истечении продленного периода больше заявок не поступило, то заключение контракта становится для единственного участника обязательным. Его отказ трактуется как уклонение от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (ч. 6 ст. 46, ч. 7 ст. 47 закона о госзакупках).
Увеличен срок, предоставляемый участникам запроса котировок на обжалование его результатов. Теперь государст-венный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней по окончании такого мероприятия (ч. 7.1 ст. 47, ч. 2 ст. 57 закона о госзакупках).
Закупки у единственного поставщика
Расширился перечень оснований для применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (подп. 23–31 ч. 2 ст. 55 закона о госзакупках). Также изменились особые условия размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания (ст. 55.2 закона о госзакупках).
Начать дискуссию