1 марта 2009 года вступили в силу поправки в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Теперь в некоторых случаях водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии. Кроме того, в этих ситуациях автовладельцы могут получить компенсацию в своей страховой компании. Только вот на практике новые правила скорее всего создадут дополнительные трудности для водителей.
Когда можно прибегать к европротоколу
Упрощенный порядок оформления ДТП (или европротокол, как его называют страховщики) - это возможность участникам аварии самостоятельно составить документы о дорожно-траспортном происшествии, не вызывая сотрудников ГИБДД. Согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, а также пункту 41.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263, к такому порядку можно прибегнуть, если:
- в результате аварии не пострадали люди;
- авария случилась между двумя машинами;
- оба участника согласны в оценке обстоятельств ДТП;
- сумма ущерба у пострадавшей стороны не превышает 25 000 руб.
Кроме того, у обоих владельцев автомобилей должны быть полисы, причем заключенные после 1 марта 2009 года.
КОММЕНТИРУЕТ ЭКСПЕРТ
Владимир КОЗЛОВ, директор по методологии страхования Российского союза страховщиков:
- Для России использование европротокола - это абсолютно новые принципы, к которым готовы не все. Поэтому законодатель специально предусмотрел такую норму, чтобы автовладельцы и страховые компании смогли плавно войти в новые правила. Через год воспользоваться европротоколом смогут все автовладельцы. Но за год будет наработана практика и, возможно, устранены какие-то недочеты в новых правилах.
Обратите внимание: использование упрощенного порядка оформления ДТП - это ваше право, а не обязанность. То есть, даже если соблюдены все условия для оформления европротокола, вы можете вызвать ГИБДД и оформить результаты аварии обычным способом.
За прямым возмещением убытков - в свою компанию
Еще одно новшество Закона об ОСАГО - прямое возмещение убытков. Прибегать к нему можно только в случае оформления европротокола (то есть должны быть соблюдены все вышеперечисленные условия). За возмещением убытков вы должны обратиться не в компанию виновника, а в свою собственную, с которой вы заключили договор ОСАГО. Поэтому Российский союз автостраховщиков (РСА) советует теперь более тщательно подходить к выбору страховой компании. Если вы заключите договор с фирмой-однодневкой, возникнут проблемы с возмещением убытков. Правда, руководство РСА заверило, что готово расплатиться с автовладельцем, если его страховая компания исчезла или не может оплатить возмещение. Но при этом вам придется оплатить независимую оценку, так как РСА за свой счет этого делать не будет.
Как должен действовать упрощенный порядок
Допустим, в вашу машину въехало другое авто. Его владелец признал свою вину, а вы определили, что сумма ущерба не больше 25 000 руб. Совместно вы решили не вызывать ГИБДД и оформить документы о ДТП самостоятельно. Тогда вы вместе с виновником заполняете специальное извещение (новую форму, утвержденную приказом МВД России от 23 мая 2008 г. № 449, будут выдавать с полисами ОСАГО, заключенными после 1 марта 2009 года). С этим извещением и заявлением о страховой выплате (которое можно составить в произвольной форме) вы идете в свою страховую компанию и требуете прямого возмещения убытков. В течение 30 дней страховая компания должна возместить вам ущерб в пределах 25 000 руб.
Какие могут возникнуть проблемы
Так как упрощенный порядок оформления ДТП совершенно непривычный для России формат, при его применении могут возникнуть проблемы. Этого не скрывают ни страховщики, ни законодатели. Поэтому эксперты советуют осторожно относиться к новой возможности и хорошо взвесить все «за» и «против».
Минфин притормозил введение «упрощенки»
На дату подписания журнала Минфин России не утвердил положение об упрощенном возмещении ущерба при ДТП. Финансовое ведомство не согласно с тем, как РСА трактует нормы Закона об ОСАГО. В частности, по мнению минфиновцев, пользоваться европротоколом могут все автовладельцы, а не только обладатели полисов, заключенных после 1 марта 2009 года. Проблема в том, что в законе четко эта норма не прописана, поэтому и возникли разногласия в ее трактовке. Когда и чем кончится противостояние РСА и Минфина, пока не понятно.
Чем это грозит автовладельцам? Если вы сейчас решитесь воспользоваться европротоколом, то страховая компания может просто отказаться выплатить вам страховую сумму. Пока Минфин не подпишет соответствующий документ, такие выплаты будут рискованными для страховщиков.
Сумма ущерба может оказаться выше
При самостоятельной оценке ущерба автовладелец может ошибиться. Во-первых, у машины могут быть скрытые повреждения. Во-вторых, из-за постоянно увеличивающихся цен сумма ремонтных работ может оказаться выше запланированной. В этих случаях рассчитывать на возмещение всей суммы не стоит - страховщики вернут только 25 000 руб. Никакие дополнительные экспертизы не заставят их заплатить больше, чем положено по закону (п. 11 ст. 11 Федерального закона № 40-ФЗ).
Поэтому эксперты автострахования настоятельно советуют прибегать к упрощенному оформлению ДТП только в исключительных случаях, когда вы на 100 процентов уверены, что не подведете себя под дополнительные траты.
Единственный момент, когда вы можете рассчитывать на выплаты сверх 25 000 руб., это если в результате ДТП возникли проблемы со здоровьем, которые вы сразу не заметили (например, придя домой, вы обнаружили головокружение и тошноту, а при обращении к врачу оказалось, что у вас небольшое сотрясение мозга). В этом случае вы сообщаете своей компании о новых обстоятельствах и с заключением врача идете в компанию виновника, где вам обязаны выплатить страховку (абз. 2 п. 11 ст. 11 Закона № 40-ФЗ).
Доказать факт аварии будет сложно
Если вы решитесь на упрощенное оформление ДТП, вам придется самим точно определить обстоятельства аварии и верно заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии. При малейших неточностях страховщики могут отказать в выплате. Тогда у вас будет только один выход - идти в суд.
КОММЕНТИРУЕТ ЭКСПЕРТ
Андрей КИГИМ, президент Российского союза автостраховщиков:
- Судьи привыкли к протоколам ГИБДД, именно их они до последнего момента рассматривали как доказательство. Как суды будут реагировать на собственноручно заполненное извещение в качестве единственного доказательства, сказать сложно. Но скорее всего, если возникнут разногласия, доказать факт аварии автовладельцу будет непросто. Поэтому хочу посоветовать автовладельцам использовать старый проверенный способ оформления ДТП, пока наработается хоть какая-то практика по новой «упрощенке».
Страховщики могут не согласиться с оценкой
Несмотря на то что ваша страховая компания должна возместить сумму убытка в пределах 25 000 руб., оценивать ущерб страховщики будут самостоятельно. По закону (п. 9 ст. 11 Закона № 40-ФЗ), если возникли противоречия в оценке ущерба, страховщики могут в течение пяти дней произвести собственную экспертизу. Проблема в том, что до сих пор нет общих критериев оценки ДТП, поэтому каждый оценщик трактует убыток на свое усмотрение. Это общая проблема, которая может возникнуть и при оформлении европротокола, и при стандартном оформлении результатов ДТП. Но если при упрощенном оформлении дело дойдет до суда, автовладельцу с непривычным для судей рукописным извещением скорее всего будет очень сложно доказывать свою правоту.
Владельцам КАСКО придется выбирать
Конечно, вы можете проигнорировать полис КАСКО и воспользоваться европротоколом по полису ОСАГО. Но опять же для этого нужно взвесить все риски. Большинство экспертов считают, что владельцам КАСКО не стоит пользоваться европротоколом. Конечно, для этого придется соблюдать условия договора и в большинстве случаев оформлять ДТП совместно с инспектором. Но зато в этом случае меньше риск ремонта машины за свой счет.
Европротоколу есть альтернатива
По мнению законодателей, основной плюс упрощенного оформления ДТП - экономия времени автовладельца. Однако не все знают, что аварию без вызова ГИБДД можно было оформить и до 1 марта 2009 года. Если оба водителя сходятся в оценке обстоятельств ДТП, можно не вызывать гаишников, а вместе отправиться на ближайший пост ГИБДД и там оформить все бумаги совместно с инспектором. Так действовать позволяет пункт 39 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263, и пункт 2.6 Правил дорожного движения РФ. Правда, не все гаишники знают об этом, но можно всегда указать на нормы постановления, и тогда инспекторы не откажут.
Получается, что сейчас это самый лучший компромиссный вариант: не нужно часами сидеть на месте аварии и ждать ГИБДД, и не придется рисковать, используя возможности европротокола. Также это хороший вариант для владельцев КАСКО.
Звоните автостраховщикам
На все вопросы по применению европротокола готовы ответить в Российском союзе автостраховщиков, если вы обратитесь на бесплатную «горячую линию» по телефонам:
8-800-200-22-75 (для всех жителей России);
8-495-641-27-85 (для жителей Москвы).
Руководство РСА заверило, что им очень важно разобраться с каждой проблемой, чтобы была возможность внести законодательные поправки и улучшить упрощенный порядок оформления ДТП.
Начать дискуссию