Бюджетный учет

Системы оплаты труда для регионов

Как показали опросы, в том числе и на нашем сайте , многие региональные учреждения на новые системы оплаты труда не перешли. Но очевидно, что прежние методы устарели и системы оплаты труда все-таки придется адаптировать к новым условиям.

Как показали опросы, в том числе и на нашем сайте , многие региональные учреждения на новые системы оплаты труда не перешли. Но очевидно, что прежние методы устарели и системы оплаты труда все-таки придется адаптировать к новым условиям.

При этом региональные учреждения могут внедрять нововведения, опираясь на опыт федеральных учреждений и Единые рекомендации, разработанные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Принципы зарплатообразования должны быть едиными

Уточним, что речь идет о Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год. Они утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 г. (протокол № 8).

В подготовке этого документа участвовали в том числе Правительство РФ, Минздравсоцразвития России, Федерация независимых проф-союзов России, Российский союз промышленников и предпринимателей.

Отметим, что одно из замечаний, высказанное в Единых рекомендациях, которое нужно учесть, заключается в следующем: система оплаты труда (СОТ) бюджетных учреждений любых уровней формируется на основе единых принципов. Оплата труда не может быть ниже уровня, установленного Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (нормативными правовыми актами субъектов РФ).

Какую минимальную зарплату нужно использовать учреждениям в регионах

Напомним, что с 1 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — 4330 руб. И зарплата работников, в частности региональных учреждений, не должна быть ниже. У региональных учреждений есть несколько источников, за счет которых они могут обеспечить размер оплаты труда работников не ниже федерального МРОТ (ст. 133 Трудового кодекса РФ).

Для учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, к таким источникам относятся средства бюджета субъекта РФ, внебюджетные средства, в том числе доходы от разрешенной бюджетникам приносящей доход деятельности.

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ субъект РФ региональным соглашением может устанавливать собственный размер минимальной заработной платы. Он должен быть не меньше федерального МРОТ (но может быть больше). Эта норма будет распространяться на работников, трудящихся на территории соответствующего субъекта РФ (за исключением работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета).

Так, например, для московских работодателей, присоединившихся к соглашению о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей и Московской федерацией профсоюзов от 24 декабря 2008 года, дейст-вуют следующие уровни минимальной зарплаты:

— с 1 января 2009 года — 8300 руб.;

— с 1 мая 2009 года — 8500 руб.;

— с 1 сентября 2009 года — 8700 руб.

В эти суммы включаются тарифная ставка (оклад) или оплата труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением:

— надбавки «за вредность» (ст. 147 Трудового кодекса РФ);

— надбавки за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т. п. (ст. 151 Трудового кодекса РФ);

— доплаты за сверхурочные работы (ст. 152 Трудового кодекса РФ);

— доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 Трудового кодекса РФ).

Старая нормативная база пока актуальна

Оперативно откорректировать в связи с реформой оплаты труда старую нормативную базу по трудовым отношениям у чиновников не получается. Поэтому в Единых рекомендациях предложен следующий выход из положения. До того как будут приняты новые акты, нужно использовать районные коэффициенты, ранее установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего Союза ССР, к зарплате работников учреждений, расположенных:

— в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— в других местностях с особыми климатическими условиями.

Тарифные СОТ устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ст. 143 Трудового кодекса РФ). Такие же указания содержатся во всех «федеральных» методичках, касающихся новой системы оплаты труда. Аналогичное предложение звучит и в Единых рекомендациях, но теперь оно адресовано бюджетникам всех уровней.

Действующий на сегодня Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) содержит много пробелов. В нем отсутствует важная информация, в частности, для учреждений образования, здравоохранения, культуры и т. п. Поэтому до разработки нового справочника чиновники рекомендуют обратиться к тарифно-квалификационным характеристикам, согласно которым работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 года устанавливались разряды оплаты труда.

Старые нормы, даже утратившие силу, пока рекомендуется использовать для определения квалификационных требований к должностям служащих бюджетных учреждений.

Напомним, что квалификационные требования (должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации) нужны, в частности, для формирования должностных инструкций, разработки СОТ, разрешения трудовых споров и т. д.

Чиновники рекомендуют придерживаться новых норм

В Единых рекомендациях подчеркнуто, что система оплаты труда для работников учреждений субъектов РФ устанавливается с учетом не только федерального, но и регионального законодательства. Хотя прямого указания региональным властям немедленно отказаться от ЕТС пока нет, все же рекомендовано учитывать методику, разработанную для федеральных учреждений. То есть региональным учреждениям желательно учитывать положения раздела Единых рекомендаций, посвященного системе оплаты труда в федеральных учреждениях, который во многом дублирует Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Какие федеральные правила могут пригодиться?

Региональным властям рекомендовано определять размеры окладов и ставки заработной платы работников своих бюджетных учреждений по профессиональным квалификационным группам, утвержденным Минздравсоцразвития России.

А для установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предложено пользоваться перечнями указанных выплат, которые установлены приказами Мин-здравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822, № 818.

Руководству учреждений субъектов РФ рекомендуется устанавливать размеры должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а заместителей руководителей и главных бухгалтеров — на 10–30 процентов ниже. Напомним, что для федеральных учреждений такая кратность составляет до пяти раз. А каждый федеральный главный распорядитель выпускает для подведомственных ему учреждений приказы, в которых установлены должности работников, относящихся к основному персоналу. Исходя из средней зарплаты основного персонала, определяется зарплата руководителя учреждения.

В Единых рекомендациях говорится об актуальности для региональных властей «федерального» механизма централизации лимитов бюджетных обязательств для премирования руководства учреждений (до 5% лимитов бюджетных обязательств на оплату труда).

При разработке своих положений по оплате труда учтите акты вышестоящих органов

Что касается примерных положений об оплате труда в региональных учреждениях, то в Единых рекомендациях прямо указано, что им нужно ориентироваться на соответствующие наработки федеральных органов власти по этому вопросу.

В частности, примерные положения об оплате труда для федеральных учреждений, подведомственных Рособразованию, утверждены приказом этого агентства от 17 ноября 2008 г. № 1600.

Аналогичные примерные положения для своих образовательных учреждений утвердило и Минздравсоцразвития России (приказы от 25 сентября 2008 г. № 523н, от 25 сентября 2008 г. № 522н, от 28 августа 2008 г. № 462н). То есть в зависимости от подведомственности федеральных образовательных учреждений они пользуются рекомендациями своего головного федерального органа исполнительной власти. А эти рекомендации иногда существенно отличаются.

По мнению автора, при переходе региональных учреждений с ЕТС на новую систему оплаты труда, аналогичную той, что установлена на федеральном уровне, полезно изучить:

— общие рекомендации Минздравсоцразвития России федеральным бюджетникам (приказ от 14 августа 2008 г. № 425н);

— наработки разных федеральных главных распорядителей для учреждений, относящихся к одному и тому же виду деятельности.

Обобщение указанных нормативных источников с учетом местных особенностей позволит выработать наиболее оптимальный подход к формированию системы оплаты труда учреждений в конкретном регионе.

Начать дискуссию