Применение трансфертных цен [сноска 1] является одним из наиболее эффективных способов перераспределения прибыли между компаниями, входящими в одну группу (холдинг). Именно поэтому трансфертное ценообразование широко используется для достижения различных корпоративных целей, в том числе и для оптимизации налогов. Однако развитые налоговые системы, к которым, как это ни странно, можно отнести и российскую систему налогообложения, предусматривают правовые механизмы для борьбы с использованием трансфертных цен в налоговой минимизации. В российском налоговом законодательстве такой механизм, в частности, закреплен в статье 40 НК РФ.
Положения названной статьи НК РФ не запрещают применение трансфертных цен, а лишь устанавливают разумные ограничения на их использование. Если налогоплательщик выйдет за эти ограничения, то его ждут известные и весьма неблагоприятные налоговые последствия. Вместе с тем, при соблюдении простых правил трансфертное ценообразование не приведет к излишним налоговым рискам.
Итак, допустим, что в какой либо сделке предполагается цена, более чем на 20% отклоняющаяся от рыночной. Цену, которая отличается от рыночной в меньшую сторону, условно назовем низкой трансфертной ценой, а цену, которая отклоняется в большую сторону – высокой трансфертной ценой.
Сформулируем основные правила, позволяющие минимизировать налоговые риски при трансфертном ценообразовании в случае отклонения трансфертных цен от рыночных более чем на 20% (далее - Правила).
Правило 1. Лица, участвующие в сделках с трансфертными ценами, юридически не должны входить в одну и ту же группу взаимозависимых (аффилированных) лиц [сноска 2].
Правило 2. Продавец, применяющий низкие трансфертные цены при продаже определенных видов товаров (работ, услуг) (далее - ТРУ), не должен продавать эти же или идентичные (однородные) виды ТРУ по рыночным ценам.
Правило 3. Покупатель, применяющий высокие трансфертные цены, при покупке определенных видов ТРУ, не должен приобретать эти же или идентичные (однородные) виды ТРУ по рыночным ценам.
Правило 4. Трансфертная цена на определенный вид ТРУ не должна колебаться более чем на 20% в пределах непродолжительного периода времени.
Правило 5. В случае если не выполняется хотя бы одно из Правил 1-4, а также при совершении внешнеторговой или товарообменной (бартерной) сделки, низкая трансфертная цена у продавца может быть обоснована скидкой, обусловленной, в том числе следующими специальными условиями сделок:
- трансфертный покупатель приобретает ТРУ на условиях предоплаты (аванса), объем и сроки которой являются существенными;
- трансфертный покупатель приобретает ТРУ в объемах существенно больших, чем иные покупатели;
- трансфертный покупатель имеет обязательство перед продавцом приобрести определенный существенный объем ТРУ в будущем;
- иные условия, представляющие для продавца существенную экономическую ценность.
Чем больше условий, перечисленных в Правиле 5, выполняются одновременно, тем более обосновано будет применение скидок, формирующих трансфертные цены. Размер предоставляемой под указанные условия скидки должен определяться исходя из экономически обоснованных показателей, таких, например, как размер аванса; срок, на который он предоставляется; объем закупаемой продукции; объем обязательств выкупить ТРУ в будущем и т.п.
Экономический анализ существенности указанных показателей с рекомендациями о конкретных условиях скидок должен содержаться в отчете компетентных финансово-экономических и маркетинговых подразделений продавца.
Правила предоставления скидок должны быть закреплены в локальных нормативных актах продавца.
Правило 6. В случае если не выполняются хотя бы одно из Правил 1-4, а также при совершении внешнеторговой или товарообменной (бартерной) сделки, высокая трансфертная цена у покупателя может быть обоснована следующими обстоятельствами:
- продавец при продаже ТРУ предоставляет существенную отсрочку или рассрочку платежа (при этом в договоре поставки должно содержаться условие о праве покупателя свободно распоряжаться товаром до его полной оплаты – п.5 ст.488 ГК РФ);
- продавец при продаже товара (выполнении работ) предоставляет повышенный гарантийный срок, являющийся существенным для покупателя;
- продавец обязуется за свой счет доставить товар;
- продавец по договору несет иные дополнительные обязанности, представляющие для покупателя существенную экономическую ценность.
Чем больше условий, перечисленных в Правиле 6, выполняются одновременно, тем более обосновано будет применение покупателем высоких трансфертных цен. Экономический анализ существенности указанных показателей с рекомендациями о конкретных условиях заключения договоров должен содержаться в отчете компетентных финансово-экономических и маркетинговых подразделений покупателя.
Правила о специальных условиях закупки товаров (приобретения работ, услуг) должны быть закреплены в локальных нормативных актах покупателя.
Невыполнение перечисленных выше Правил в какой-либо схеме налоговой оптимизации или ее части, в которой применяются трансфертные цены, отклоняющиеся от рыночных более чем на 20%, приводит к возникновению налоговых рисков.
[сноска 1] Трансфертная цена (Transfer price) - цена, применяемая корпорациями в сделках между филиалами, подразделениями и подконтрольными фирмами, действующими в одной или разных странах.
[сноска 2] Понятие «группа аффилированных лиц» определено в ст.4 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Илья Зорин
налоговый юрист
Начать дискуссию