Валютный рынок

Для чего нужен фундаментал?

Торговля ценными бумагами сегодня стала весьма распростра­ненным видом деятельности. Не менее 80% всех сделок составляют спекулятивные операции, имеющие целью извлечение прибыли от игры на динамике цен и разницы валютных курсов. Игра эта привлекает множество учас­тников, причем как финансовых организаций, так и индивидуаль­ных инвесторов. Причины вполне понятны: самая высокая доходность среди финансовых инструментов.
Для чего нужен фундаментал?
На фото Андрей Сапунов, управляющий активами ИК «ФИНАМ»

Торговля ценными бумагами сегодня стала весьма распростра­ненным видом деятельности. Не менее 80% всех сделок составляют спекулятивные операции, имеющие целью извлечение прибыли от игры на динамике цен и разницы валютных курсов. Игра эта привлекает множество учас­тников, причем как финансовых организаций, так и индивидуаль­ных инвесторов. Причины вполне понятны: самая высокая доходность среди финансовых инструментов.

Сегодня всем понятно, что неотъемлемым свойством деловой активности в условиях рынка является риск, то есть, попросту говоря, реально достигнутый результат операции, проекта, конкретной сделки очень часто оказывается не тем, какой был запланирован, когда прини­малось решение. Но считается, что торговля на финансо­вых рынках (спекуляция) является особенно рискованным занятием именно потому, что из-за сложности и непредсказуемости поведения рынков можно понести убытки, и никогда нет уверенности в положительном результате операций. Многих это отталкивает от работы на финан­совых рынках, несмотря на то, что именно сейчас она ста­новится вполне доступной благодаря электронным тех­нологиям связи и мощным программным пакетам анали­за данных.

В действительности, каждому, кто участвовал в ка­ком-либо бизнесе, хорошо известно, что расхождение планов и реальных результатов является неизбежным не только в спекулятивных операциях. Неожиданные изменения экономической или политической ситуации, погод­ные факторы или даже природные катастрофы, а также просто проблемы или неисполнительность Вашего парт­нера - сколько угодно можно перечислить причин для того, чтобы от Вашего бизнес-плана остались одни не­сбывшиеся надежды. Риск, то есть несовпадение запла­нированного результата и фактического, есть неотъем­лемая принадлежность экономической деятельности в условиях рынка. Единственный способ избежать риска - это ничего не делать. Что, впрочем, также связано с впол­не понятным риском.

Все сложившиеся на сегодня подходы к организации эффективного поведения в изменчивой экономической среде можно сгруппировать в два направления:
∙ прогнозирование,
∙ управление риском.

В области финансовых рынков существуют свои тех­нологии страхования, ограничения и контроля рисков. Они рассматриваются в отдельных руководствах по методам управления капиталами. Здесь же мы займемся первым из указанных направлений - прогнозированием, суть которого состоит в надежде на то, что если правильно предугадать будущее и на основе этого принять правиль­ное решение, то и результат будет положительным. Глав­ный вопрос - как предугадать это будущее?

В применении к финансовым рынкам количествен­ные методы прогно­зи­ро­вания подразделяются, как изве­стно, на две группы существенно различных подходов:
∙ технический анализ,
∙ фундаментальный анализ.

И технический, и фундаментальный анализ - это ста­тистика рынков. Но фундаментальный анализ смотрит на рынок иначе, чем технический. Сколь бы ни был велик Рынок, он все же является частью большей Вселенной, и многое происходящее в ней, ока­зывает влияние на динамику курсов. Изменения в эконо­мике торгующих стран, политические выборы, регулиру­ющие действия финансовых властей, те же природные катаклизмы, планы и стратегии развития компании, крупные сделки, слухи и многое другое - все это сказывается на валютных курсах. И если одни из этих событий невозможно предвидеть, то другие являются вполне плановыми (например, время публикации экономических новостей расписано на меся­цы вперед) или вполне прогнозируемыми. Следователь­но, если построить разумные и своевременные прогнозы, то можно предвидеть и будущие движения ценовых котировок, из которых уже извлечь свою выгоду.

Фундаментальный анализ в применении к рынку изучает международные экономические, финан­совые и политические факторы, их взаимосвязь, а также факторы внутреннего рынка, определенного сектора, финансовые показатели отдельно-взятой компании. Таким образом, он видит то, чего нет на графиках. Сегодня еще нет, но завт­ра уже появится и станет предметом технического анали­за. Любое движение цены получит тогда свое графичес­кое истолкование, которое можно будет использовать в прогнозах и для открытия позиций. Но уже послезавтра. А если правильно и вовремя истолковать события, про­исходящие за графиком сегодня, то завтра уже можно получить прибыль.

Изучение фундаментального анализа - это в боль­шой степени просто изучение самого рабочего места трейдера, его торгового зала, расположенного сразу во всех часовых поясах земного шара. Мало кто сегодня имеет достаточный жизненный опыт для того, чтобы свободно ориентироваться в том, что происходит в этом торговом зале, во всех его уголках. А знать это надо, и знать достаточно детально, поверхностного пред­ставления, интуиции тут недостаточно. Тот, кто отказы­вается тратить время на изучение той стороны жизни ва­лютных рынков, что проходит за экранами мониторов, по которым бегут графики валютных курсов, просто дает фору и отдает деньги другим. Вряд ли кто будет в состоянии оценить его душевную доброту.

Легендарным примером правильного понимания, своевременного предвидения и удачного использования сложившейся ситуации, вошедшим в историю и фольк­лор валютного рынка, являются операции Д. Сороса, использовавшего назревавшее падение британского фунта.

Незадолго перед этим фунт повторно вошел в евро­пейскую систему регулирования валютных курсов, объе­динившую единым механизмом основные европейские валюты. Коротко говоря, смысл механизма регулирова­ния (European Rate Mechanism, ERM) заключался в том, что назначались (именно назначались) некоторые цент­ральные обменные курсы по каждой паре валют, и от этих назначенных курсов валюта не могла отклониться более чем на заданное количество процентов. Таким образом, валютные курсы ходили внутри своих коридоров, изви­ваясь некоторой змеей (от чего и всю систему регулиро­вания называли currency snake). Если обычных механиз­мов денежного регулирования (прежде всего - процент­ных ставок) центральным банкам не хватало для поддер­жания валют в этих коридорах, то применялись прямые валютные интервенции: на границе валютного коридора каждый из двух центральных банков должен был поку­пать или продавать свою валюту против валюты партнера, чтобы скорректировать курс, загнав его внутрь кори­дора.

Случилось так, что (как теперь уже для всех очевид­но) фунт вошел в эту валютную систему со слишком вы­соким обменным курсом по отношению к другим валю­там. По отношению к немецкой марке его курс был установлен на уровне 2,95 марок за фунт. Время было для Европы нелегкое – после объедине­ния Германии и других известных событий во многих эко­номиках было немало проблем. В Англии экономика так­же находилась на нижней стадии экономического цикла, сопровождаемой (см. графики):

- высокой инфляцией и высо­кими процентными ставками,
 
- падением произ­водства,
 
- высокой безработицей.

Выполняя оговоренные обязательства по регулиро­ванию валютных курсов, центральные банки потратили немало валюты. Больше всех, десятки миллиардов дол­ларов, израсходовал Бундесбанк (Bundes Bunk - централь­ный банк Германии), поскольку фунт непрерывно падал против немецкой марки. В итоге Банк Англии (Bank of England, ВОЕ) исчерпал все возможности выполнять обя­зательства по поддержанию курса фунта в соответствии с требованиями европейского механизма регулирования. Дальнейший подъем процентных ставок был невозможен - они и так уже находились на слишком высоком уровне, создавая дополнительные проблемы в экономике, в част­ности, увеличивая безработицу. Поэтому, в конце концов, Банк принял неизбежное решение - предоставил рынку регулировать курса фунта, который сразу вслед за этим резко упал, и Англия вышла из европейского механизма регулирования обменных курсов. Правильное понимание сути ситуации и предвидение ее исхода позволили Соро­су вовремя сделать верные ставки против фунта и зара­ботать свой миллиард долларов.

Встает вполне резонный вопрос: возможно ли торговать, не зная и не изучая фундаментального анализа? Определен­но можно сказать, что да. Очень многие так и делают. Изобилие увлекательно (иногда и завлекательно) напи­санной литературы по торговле, кажущаяся простота основных принципов технического анализа и доступность компьютерных сервисов, пакетов технического анализа, поддерживающих весьма дружественный диалог с пользователем (почти каждый из которых счи­тает себя компьютерным профессионалом) - все это по­зволяет легко и безболезненно пройти ступени первона­чального ознакомления с предметом и сразу же присту­пить к практическим операциям.

Бывает, что потом человек попадает в полосу неудач, когда все, кажется, понимаешь правильно, все знаешь и умеешь в соответствии с лучшими методиками, а убытки следуют за убытками. Тогда инвестор начинает искать причины неприятностей во всем: обвинять дилинговый центр в плохом сервисе, брокера - в некорректном котировании валют. В итоге он обосно­вывает концепцию о том, что весь этот бизнес - пирами­да для обмана народа и т.д. Редко у кого в таком состоя­нии хватает объективности спросить себя, зачем он пришел на этот рынок, и честно ответить – чтобы отнять у других деньги.

Комментарии

1
  • jokonda
    Андрей, как всегда - отличная статья! Прочитала с удовольствием.
    PS Сегодня замечательный день! Защитила диплом на отлично. Теперь я дипломировнный экономист с красным дипломом