Начисление амортизации в бюджетном учете по новым правилам

В последнее время законодатели уделяют амортизации большое внимание, так как в экономическом смысле накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства изношенных основных фондов.

В последнее время законодатели уделяют амортизации большое внимание, так как в экономическом смысле накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства изношенных основных фондов.

Экономика учит, что производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Поэтому внимание законодателей проявляется как изменение, в основном повышение, норм амортизационных отчислений[1] в целях стимулирования развития и совершенствования отечественных производственных фондов. Не обошли законодатели вниманием и бюджетные учреждения. С 1 января 2009 года изменились правила начисления амортизации в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

К амортизируемому имуществу в бюджетном учете относятся объекты основных средств, нематериальных активов, а также и основных фондов имущества казны[2]. В ранее действовавшей Инструкции № 25н[3] говорилось о начислении амортизации только по объектам основных средств и нематериальных активов. Однако на объекты имущества казны до 01.01.2009 также начислялась амортизация, но поскольку они учитывались как основные средства на одноименном счете 101 00 000, то отдельного счета для учета амортизационных отчислений по имуществу казны не было. В данном материале мы рассмотрим правила начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, которые в дальнейшем могут именоваться амортизируемые нефинансовые активы.

Порядок начисления амортизации

Амортизационные отчисления отражаются в бюджетном учете путем накопления соответствующих сумм на счетах второго порядка счета 104 00 000 «Амортизация»:

– 104 01 000 «Амортизация жилых помещений»;

– 104 02 000 «Амортизация нежилых помещений»;

– 104 03 000 «Амортизация сооружений»;

– 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования»;

– 104 05 000 «Амортизация транспортных средств»;

 104 06 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»;

 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда»;

 104 08 000 «Амортизация прочих основных средств»;

 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов».

Правила начисления амортизации в бюджетном учете (в бухгалтерском учете бюджетных организаций) до недавнего времени отличались от правил амортизации имущества в целях налогообложения. Основным различием, доставлявшим неудобство бухгалтерам бюджетных учреждений, было различие в лимите единовременного 100%-го начисления амортизации при выдаче объекта в эксплуатацию. С введением в действие Инструкции № 148н (утверждена Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н) указанный лимит повышен в два раза (п. 43 Инструкции № 148н). Теперь он составляет, как и в налоговом учете, 20 000 руб.[4]

Повышен также лимит списания стоимости объектов без начисления амортизации с 1000 до 3 000 руб.

Таким образом, можно выделить три категории основных средств (за исключением объектов библиотечного фонда) и нематериальных активов по способу начисления амортизации:

1‑я категория – амортизация не начисляется:

а) основные средства и нематериальные активы стоимостью до 3 000 руб. Их стоимость списывается при передаче объекта в эксплуатацию (п. 43 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Операции по принятию на учет указанных объектов и их списанию отражаются проводками:

Содержание операции

 

Дебет

 

Кредит

 

Поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости объекта до 3 000 руб. включительно:

 

– основные средства

 

1 (2) 101 xx 310

 

1 (2) 106 01 410

 

– нематериальные активы

 

1 (2) 102 01 320

 

1 (2) 106 02 420

 

Списаны объекты при выдаче в эксплуатацию:

 

– основные средства

 

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 101 xx 410

 

– нематериальные активы

 

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 102 01 320

 

б) драгоценности и ювелирные изделия.

Содержание операции

 

Дебет

 

Кредит

 

Поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости драгоценности и ювелирные изделия

 

1 101 08 310

 

1 106 01 410

 

2‑я категория – начисляется 100%-я амортизация при выдаче объекта в эксплуатацию. К этой категории относятся основные средства и нематериальные активы стоимостью от 3 000 до 20 000 руб. (п. 43, 49 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н);

Операции по начислению амортизации в размере 100% балансовой стоимости отражаются следующим образом:

Содержание операции

 

Дебет

 

Кредит

 

Начислена амортизация в размере 100% балансовой стоимости:

 

– основные средства

 

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 104 01 410 – 

1 (2) 104 06 410,

1 (2) 104 08 410

– нематериальные активы

 

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 104 09 420

 

3‑я категория – амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. Это категория основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. Корреспонденция счетов по начислению амортизации в этом случае соответствует вышеприведенной, однако сумма ежемесячной проводки будет составлять 1/12 годовой нормы амортизации (п. 43, 49 Инструкции № 148н).

На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, то есть когда объект поставлен на соответствующий аналитический счет счета 101 00 000 «Основные средства» либо счета 102 00 000 «Нематериальные активы» (п. 40 Инструкции № 148н). На остальные объекты амортизация начисляется (списывается объект стоимостью до 3 000 руб.) при передаче в эксплуатацию (п. 43 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Следующая новация в начислении амортизации относится к библиотечному фонду. Библиотечный фонд причислен к амортизируемому имуществу (п. 43 Инструкции № 148н).

Ни для кого не секрет, что основная масса библиотечного фонда страны стоит на балансе бюджетных учреждений. В силу Налогового кодекса бюджетные учреждения являются плательщиками налога на имущество организаций, налоговой базой которого является остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам бухгалтерского учета (ст. 375 НК РФ). До 01.01.2009 амортизация на библиотечный фонд бюджетных учреждений не начислялась, соответственно, налоговая база по указанному налогу, а в результате и сумма налога были неоправданно завышены.

Существует особенность начисления амортизации на объекты библиотечного фонда. Как указывалось выше, основные средства делятся на три категории. Для библиотечного фонда установлена другая дифференциация, предусматривающая две последние категории:

– начисляется 100%-я амортизация балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию (стоимость объектов библиотечного фонда – от 0 до 20 000 руб.);

– начисляется амортизация линейным способом по общеустановленным правилам (стоимость объекта библиотечного фонда – свыше 20 000 руб.).

Объекты библиотечного фонда не списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию независимо от их стоимости. Любой объект библиотечного фонда, пусть даже стоимостью 20 руб., может быть списан только в результате морального или физического износа. При этом в обязательном порядке приходуются материалы (макулатура) от ликвидации основных средств (п. 14, 14.1 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Корреспонденция счетов по списанию с учета объектов библиотечного фонда, пришедших в негодность:

Содержание операции

 

Дебет

 

Кредит

 

Списание объектов библиотечного фонда, пришедших в негодность

 

1 (2) 104 07 410

 

1 (2) 101 07 410

 

Оприходование стоимости макулатуры, полученной от ликвидации объектов библиотечного фонда и остающейся в распоряжении учреждения

 

1 (2) 105 06 340

 

1 (2) 401 01 172

 

Совсем другое правило действует в отношении периодической литературы. В соответствии с изменениями, внесенными в Указания по применению бюджетной классификации[5] Приказом Минфина РФ № 29н[6], расходы на приобретение периодических изданий (газет, журналов) относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Это означает, что указанные расходы в 2009 году должны списываться на счет 1 401 01 226 «Расходы на прочие работы, услуги» в корреспонденции с кредитом счета 1 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг», то есть периодические издания не должны учитываться как объекты основных средств. В соответствии с Инструкцией 148н их учет ведется за балансом на счете 23 «Периодические издания для пользования» в условной оценке 1 руб. за один объект учета – номер журнала, годовой комплект газеты. Списание периодических изданий оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144). Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Как поступить с теми объектами периодических изданий, которые были приняты на балансовый учет до 1января 2009 года либо в 2009 году на дату перехода на новую инструкцию? Ответ на этот вопрос дают Методические указания по переходу на новые положения Инструкции № 148н[7], в соответствии с п. 2.5 которых операции по принятию к бюджетному учету указанных изданий отражаются в межотчетный период в сумме стоимости периодических изданий, числящихся на балансовом учете записями:

Дебет счетов 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» (в рамках бюджетной деятельности), 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» (в рамках приносящей доход деятельности)

Кредит счета 1 (2) 101 07 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда»

Затем указанные объекты необходимо поставить на забалансовый учет.

Расчет годовой суммы амортизационных отчислений

Правила расчета годовой суммы амортизационных отчислений не изменились. Она рассчитывается линейным способом исходя из балансовой стоимости амортизируемых объектов и нормы амортизации.

Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов признается их первоначальная стоимость с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки.

Норма амортизации рассчитывается исходя из срока полезного использования объекта.

Новая инструкция по бюджетному учету ввела отличные от прежних правила определения срока полезного использования объектов нефинансовых активов в целях начисления амортизации (п. 15 Инструкции № 148н). Раньше Инструкция № 25н в целях определения указанного срока отсылала к Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Теперь при определении срока полезного использования основного средства можно воспользоваться:

1) информацией, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. Это может быть как указанная выше Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР, ЦСУ СССР 28.06.1974[8];

2) при отсутствии информации в законодательстве РФ – рекомендациями, содержащимися в документах производителя, входящих в комплект объекта имущества;

3) при отсутствии информации в законодательстве РФ и в документах производителя – решением комиссии учреждения по выбытию основных средств. При этом решение комиссии выносится с учетом следующих показателей:

– ожидаемый срок полезного использования в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью объекта;

– ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта;

– гарантийный срок использования объекта;

– сроки фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации – для объектов, полученных безвозмездно от бюджетных учреждений и от государственных и муниципальных организаций.

В бюджетном учреждении в обязательном порядке должна быть сформирована комиссия по выбытию основных средств либо комиссии по выбытию нефинансовых активов (п. 15 Инструкции № 148н).

Срок полезного использования нематериальных активов определяется по‑прежнему исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также ожидаемого срока использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, он устанавливается в расчете на 20 лет.

С выходом в свет Методических указаний по переходу возник вопрос о сроке полезного пользования объектами библиотечного фонда. Пункт 2.4 Методических указаний по переходу предписывает начиная с 1 января 2009 года осуществлять ежемесячное начисление амортизации на объекты библиотечного фонда из расчета 1/12 годовой суммы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного пользования 15 лет. Между тем согласно информации, устанавливающей сроки использования основных средств, содержащейся в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, библиотечные фонды относятся к 7‑й амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет. Есть также рекомендации Минфина устанавливать максимальный срок полезного использования объектов основных средств (Письмо от 13.04.2005 № 02‑14‑10а/721). Так какой срок полезного пользования надо устанавливать в отношении объектов библиотечного фонда стоимостью более 20 000 руб. – 15 или 20 лет?

По мнению автора, рекомендации Методических указаний по переходу распространяются только на объекты, которые числились в учете учреждений по состоянию на 1 января 2009 года, а также на объекты, приобретенные в 2009 году до перехода на новую инструкцию. При приобретении объектов библиотечных фондов в дальнейшем срок пользования ими устанавливается 20 лет.

Пересмотр срока полезного использования

Пересмотр срока полезного использования объектов нефинансовых активов предусмотрен Инструкцией № 148н в случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате его достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.

Каким образом пересматривается срок? Кто правомочен устанавливать новые сроки? Конкретных ответов на эти вопросы Инструкция № 148н не дает. Поэтому воспользуемся положениями п. 15 указанной инструкции, который предписывает в случае отсутствия информации о сроках в законодательстве РФ и в документах производителя вменять обязанность по установлению (пересмотру) срока полезного использования комиссии по выбытию нефинансовых активов.

Однако стоит иметь в виду, что деятельность комиссии (так же как и деятельность всего учреждения) подлежит проверке со стороны контролирующих органов. Поэтому, кроме показателей, которые необходимо учесть при вынесении решения, комиссия должна знать, чем ремонт отличается от модернизации объекта. Ведь прежде всего комиссия должна принять решение о том, что срок подлежит пересмотру.

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей) (п. 16 Письма Госкомстата РФ от 09.04.2001 № МС-1-23/1480).

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ модернизация, реконструкция и техническое перевооружение означают следующее:

– к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

– под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

– к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация (реконструкция, техническое перевооружение) – на их увеличение (улучшение) или создание новых.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается. Исключение относится к случаям консервации объекта на срок более трех месяцев, а также восстановления объекта в течение более чем 12 месяцев (п. 39 Инструкции № 148н).

Итак, мы определили, кто правомочен пересматривать срок, какие показатели нужно учесть при его пересмотре и что нужно знать для того, чтобы определить правомерность пересмотра срока. Рассмотрим на примере расчет нормы и годовой суммы начисления амортизации после проведения реконструкции объекта.

Учреждение провело реконструкцию объекта основных средств, относящегося к 5‑й амортизационной группе, со сроком полезного использования 10 лет. Первоначальная стоимость объекта – 540 000 руб. До момента реконструкции объект эксплуатировался 64 мес., оставшийся срок эксплуатации – 56 мес. Стоимость работ по модернизации составила 107 000 руб. После модернизации согласно решению комиссии по выбытию нефинансовых активов срок полезного использования объекта установлен в пределах 5‑й амортизационной группы 8 лет со дня окончания работ по модернизации.

1. Первоначальная норма амортизации составит 10% в год (100 / 10), то есть 54 000 руб.

2. Первоначальная ежемесячная сумма амортизации составит 4 500 руб. (54 000 руб. / 12).

3. Остаточная стоимость объекта на момент начала проведения амортизации равна 247 904 руб. (540 000 руб. - (4 500 руб. x 64 мес.)).

4. Балансовая стоимость объекта после восстановления составит 647 000 руб. (540 000 + 107 000).

5. Остаточная стоимость после проведения модернизации равна 354 000 руб. (247 904 + 107 000).

6. Новая норма амортизации, исходя из срока полезного использования 8 лет, составит 12,5% (100 / 8). Теперь рассчитаем годовую сумму амортизации с учетом балансовой (восстановительной) стоимости и новой нормы амортизации. Она составит 80 875 руб. (647 000 руб. x 12,5%).

7. Новая ежемесячная сумма амортизации равна 6 739,58 руб.

8. Срок, в течение которого будет начисляться амортизация с учетом новой остаточной стоимости, – 52,52 мес. (354 000 руб. / 6 739,58 руб.).

При установлении нового срока полезного использования важно помнить, что согласно принципу повышения принятых нормативных показателей функционирования в результате достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта пересмотренный срок полезного использования не может быть ниже оставшегося срока эксплуатации. Так, в нашем примере новый срок полезного использования не может быть установлен меньше 56 месяцев.

[1] Об изменениях в налоговом учете в части амортизационных отчислений читайте в статье Л. Максимовой «Амортизация для целей налого-
обложения по‑новому», № 5, 2009.

[2] О бюджетном учете имущества казны читайте в статье Л. Максимовой «Учет имущества казны по правилам Инструкции № 148н», № 6, 2009.

[3] Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, утратила силу с 01.01.2009.

[4] О правилах перехода на положения новой Инструкции по бюджетному учету читайте в статье Л. Максимовой «Переход на новые положения Инструкции № 148н», № 5, 2009.

[5] Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

[6] Приказ Минфина РФ от 23.03.2009 № 29н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н».

[7] Методические указания по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, доведены Письмом Минфина РФ от 10.04.2009 № 02- 06-07/1505.

[8] Несмотря на давний срок принятия указанного документа он актуален до сих пор, о чем свидетельствуют письма Минфина РФ от 05.03.2009 № 03‑05‑04‑01/10, от 16.01.2009 № 02‑06‑10/105.

Начать дискуссию