Недавно в редакцию пришло письмо, в котором наша читательница жаловалась на относительно новый вид заработка псевдопредпринимателей - продажу мест в очередях в налоговую инспекцию.
Наверное, нет ни одного бухгалтера из крупных городов нашей необъятной Родины, которому не приходилось бы отстаивать по несколько часов (а то и дней) в «налоговых» очередях. Очереди, или, как кто-то назвал их в частной беседе, «очередное проклятие», – известная проблема больших городов. Оно и не удивительно. Ведь на центральных инспекциях «висят» десятки тысяч фирм, так что справиться с налогоплательщиком «одним махом» чиновникам удается далеко не всегда.
Но вернемся к письму. Наша читательница, назовем ее Алла, устроилась работать главным бухгалтером в одну питерскую фирму. Разобравшись с учредительными документами, она обнаружила, что информация по некоторым изменениям, внесенным в устав, не была доведена до налоговиков. Решив исправить положение, Алла оправилась в инспекцию. Там ее ожидал «сюрприз» – 123-й номер в очереди и предложение купить место в первой десятке всего за 50 долларов...
Взгляд изнутри
Схема действий торговцев местами достаточно проста. Когда начинается горячая пора сдачи отчетов, появляются некие молодые люди, которые по несколько раз занимают места в очередях, а потом благополучно эти места реализуют по сходной цене. В Москве или Питере быстро попасть к инспектору стоит от 30 до 50 долларов. А в среднем по стране это сумма колеблется от 500 до 1000 рублей.
Но не всюду сервис заканчивается продажей заветного места. Например, в Нижнем Новгороде торговцы предлагают целый комплекс услуг по продвижению документов до нужных людей. Делается все «не отходя от кассы», то есть недалеко от налоговой инспекции, в близлежащих двориках. В итоге из бедных бухгалтеров практически вымогаются деньги. Им либо приходится ждать несколько дней, регулярно посещая переклички, либо платить за «внеочередной» проход. Допустим, еще месяц или два назад это не было столь критично, все-таки передохнуть денек-другой на свежем воздухе под лучами летнего солнца не помешает ни одному бухгалтеру. Но вот ближе к зиме ситуация изменится, и тогда доходы приналоговых барыг сильно возрастут.
Светлана Антонова, бухгалтер из Архангельска, так отзывается о подобных «коммерсантах»: «Когда я первый раз столкнулась с такой торговлей, моей злости не было предела. Я жаловалась в УМНС, обращалась в милицию, но результата не было. Сейчас же приходится с этим мириться. Тем более что благодаря своим связям такие торговцы иногда могут действительно помочь. Хотя, безусловно, такой черный бизнес надо прикрывать».
Но сами торговцы естественно не считают свои действия противозаконными. Нам удалось пообщаться с одним из них в Москве. Незнакомец преставился Мишей:
– Началось все с того, что нам надоело стоять в очередях, тем более некоторые товарищи из конца очереди сами просили у первых продать им свое место. Мы не совершаем ничего противозаконного, мы просто выполняем за других их работу – стоим по ночам, храним списки и даже помогаем советом. У нас есть продукт, который многие хотят купить, потому что дежурить самим не всегда хватает времени. А парочка «забронированных» мест по сути ни на что не влияет.
Мы в свою очередь на всякий случай поинтересовались, были ли у Миши проблемы с милицией за время его «работы»:
– Еще ни разу, менты хорошо знают, что доказать что-либо они не смогут, тем более что преступления-то по сути и нет.
Не наше дело
Прокомментировать проблему мы попросили и самих налоговиков. Но, как выяснилось, они о таких продажах ничего не знают. Некоторые отделывались еще более интересной фразой: «Даже если что-то и имеет место быть, то мы к этому никакого отношения не имеем. Все, что происходит в очереди, – это не наша проблема».
Но на деле все почему-то оказывается иначе. Наш источник в ФНС рассказал, что эта проблема известна уже относительно давно. Причем масштаб эпидемии продолжает расширяться, захватывая «проблемные» налоговые инспекции многих российских городов. Однако есть и положительный опыт. Например, подобную группу торговцев задержали сотрудники милиции. А произошло это в момент передачи денег, благодаря чему преступники был задержаны с поличным. Только вот на вопрос, дошло ли это дело до суда, источник затруднился ответить.
Похожую историю мы услышали и от инспектора одной из московских инспекций. В свое время у них возникли проблемы с персоналом, и прием сильно замедлился. Вместе с очередью появились и молодые люди, предлагавшие подзаработать инспекторам. Но налоговики отказались. Однако, по нашим сведениям, отказываются далеко не все.
Как признается инспектор, корень проблемы лежит в самой системе приема, когда возможно образование очередей за 100 человек. Поэтому отделаться от продажи мест в очередях без изменений подхода к налогоплательщикам практически невозможно.
Хотя у некоторых подобный «сервис» не вызывает отрицательных эмоций. Например, главный бухгалтер сети торговых магазинов Екатеринбурга, считает, что торговлю местами надо узаконить:
– Лично нам проще заплатить 30 долларов, чем ждать три дня, когда потраченное время может стоить дороже. Почему бы, например, не сделать коммерческое «окно», которое бы работало быстрее. Да и деньги оседали бы не в карманах частников, а оставалась у государства. Бизнес с продажей мест в очереди можно встретить везде, где очередь. А раз мы не сможем избавиться от очередей, давайте сделаем эту коммерцию законной.
Новые поколения
Валентина Сорокина, практикующий больше десяти лет питерский юрист, рассказала нам несколько интересных подробностей. Оказывается, торговля местами в очереди – бизнес далеко не новый. В свое время платным сидением в очередях занимались пенсионеры.
– Еще бы, дома-то сидеть им скучно, – вспоминает Валентина. – А так хоть какое-то развлечение и заработок. Пожилых «коммерсантов» практически всегда можно было встретить в ОВИРах, различных фондах и госрегистрации, некоторые сидели и в инспекциях.
Но потом, по словам г-жи Сорокиной, на смену старикам пришла молодежь. Ребята школьного возраста подрабатывали тем, что держали место в очереди. И старики ушли: молодежь требовала меньше денег и договориться с ними было проще. А еще через какое-то время и те пропали. Но, как выяснилось, ненадолго. Теперь бывшие школьники более организованно возвращаются на свою «работу» с новыми требованиями.
– Мне кажется, лучше бы остались пенсионеры, – рассуждает Валентина. – По мне лучше три раза заплатить старику за сидение в очереди, чем один раз увидеть его на улице с протянутой рукой.
Начать дискуссию