Менеджмент

«Аутсорсинг бизнес-процессов может быть частью антикризисной программы предприятия»

Сегодня концепция аутсорсинга активно обсуждается в деловых кругах и средствах массовой информации.
«Аутсорсинг бизнес-процессов может быть частью антикризисной программы предприятия»
На фото Сергей Тиунов

Сегодня концепция аутсорсинга активно обсуждается в деловых кругах и средствах массовой информации. С одной стороны, при переходе на аутсорсинг преимущества для предприятия очевидны, потому что компания концентрируется на решении своих ключевых задач и при этом снижает издержки: услуга стоит меньше затрат на внутреннюю функцию за счет эффекта масштаба и наработанных стандартных решений у провайдера. С другой стороны, самым главным вопросом клиента является вопрос доверия: возможно ли передать на аутсорсинг «святая святых» бухгалтерию или «передать в хорошие руки» кадровое делопроизводство? 

Как в сегодняшних условиях складывается работа аутсорсинговых компаний в России корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Сергей Тиунов, руководитель БДО Юникон Бизнес Сервис, компании, специализирующейся на аутсорсинге бизнес-процессов в сфере бухгалтерского учета, расчета заработной платы, кадрового делопроизводства и юридических услуг.

На Западе интенсивное развитие IT-технологий послужило толчком к развитию нового вида услуг – аутсорсинга в сфере IT.  Сразу после стали возникать и другие виды аутсорсинга (кадры, учет, логистика и т.п.). В ряде случаев переход на аутсорсинг позволял снизить затраты до 40%  Для России аутсорсинг– понятие сравнительное новое.  Как вы охарактеризуете ситуацию на рынке этих услуг сегодня?

Аутсорсинг как эффективная стратегия управления бизнесом, всегда являлась привлекательным инструментом снижения затрат как для иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в нашей стране, так и для российских предприятий, сделавших акцент на прозрачность бизнеса и работающих по «белым» схемам. Дело в том, что аутсорсинг позволяет не просто снизить затраты, но, прежде всего, сконцентрировать внимание и усилия топ-менеджмента на ключевых задачах бизнеса, а прочие функции, передать в управление подрядчиков, обладающих готовыми эффективными решениями для каждого типа бизнеса.

Универсальность данных решений, с одной стороны, и их гибкость с другой, позволяют в сжатые сроки качественно решить задачи конкретного клиента. Что касается развития рынка аутсорсинга в нашей стране, то в отличие от США, аутсорсинг IT в нашей стране никогда не являлся флагманом в развитии аутсорсинга. В России высокими темпами развивался сектор клининговых, логистических услуг. В последнее время вместе с постепенным выходом большинства российских компаний «из тени»,  популярность стали приобретать услуги по аутсорсингу бухгалтерского учета.

В период кризиса это также является актуальным, поскольку многие компании задумались об эффективности содержания большого штата сотрудников и начали сокращать расходы на персонал. Но, как показывает практика, такого рода оптимизация внутри компании не всегда ведет к достижению желанного результата, ведь функционал на участках работ должен кто-то закрывать, поэтому аутсорсинг сейчас можно рассматривать как антикризисную стратегию.

Как вы могли бы охарактеризовать решения в сфере аутсорсинга бизнес-процессов? Какие услуги сегодня востребованы у предприятий различных организационных форм и типов бизнеса? Что предлагают консультанты компаниям на этапе start up и крупным интегрированным структурам, построенным по принципу холдинга?

Безусловно, аутсорсинг бизнес-процессов – это очень гибкий инструмент реализации повседневных задач компании. Бизнес клиента уникален и требует индивидуального подхода при переходе на аутсорсинг, с одной стороны, а с другой стороны, это – четкое соблюдение процедур взаимодействия, стандартов, форм и сроков отчетности, работа по оптимальным алгоритмам для достижения высокого качества и эффективности.

К примеру, расчет заработной платы, кадровый учет и управление персоналом в единой информационной системе. Мы можем организовать постановку кадрового документооборота и расчета заработной платы «с нуля» как для компаний, только начинающих свою деятельность, так и для холдинга с региональной сетью по единому алгоритму с учетом специфики производственных единиц.

Если говорить о процентном соотношении, то, конечно, существует определенная статистика. Например, услуга комплексного обслуживания (бухучет+расчет заработной платы+ организация кадрового делопроизводства), как правило, наиболее востребована небольшими представительствами иностранных компаний. Средний бизнес также часто заказывает комплексную услугу, но в этом случае требует тщательной проработки интеграция учетных процедур на аутсорсинге и производственных процессов клиента. Есть возможность настроить учетную систему таким образом, чтобы организовать совместную работу в системе уполномоченных представителей провайдера и клиента. Крупные компании, где бухгалтерия встроена в систему управления производством и ресурсами предприятия, чаще используется аутсорсинг расчета заработной платы.

Сегодня емкость российского рынка аутсорсинга оценивается ориентировочно в 3-4 млрд. рублей. По сравнению с потенциалом развития рынка аутсорсинга для такой масштабной экономики как российская, 4 млрд. рублей – это капля в море. Потенциальный размер рынка в сотни раз больше. Нишу можно считать незаполненной, поскольку аутсорсинг как инструмент начал развиваться в России сравнительно недавно.

Вы могли бы привести примеры успешной реализации проектов, есть ли в вашем активе интересные кейсы?

Несколько лет подряд мы успешно работаем с аптечной сетью «36,6». Нашей компанией была автоматизирована сложная система мотивации, что позволило минимизировать ошибки, а также изменить систему мотивации в случае необходимости. Информация по персоналу компаний группы «36,6», находящихся у нас на обслуживании, объединена в централизованной базе данных. Что касается услуги расчета заработной платы, в результате адаптации и доработки программного обеспечения под требования сети аптек, заказчик получил не только сам расчет, но и систему, позволяющую формировать отчеты для анализа и принятия управленческих решений.

Аутсорсинг расчета заработной платы, кадрового делопроизводства, ведение бухгалтерского и налогового учета был также предложен компании группы «Эльдорадо» - НСК. Компания предоставляет полный спектр сервисных услуг по ремонту бытовой электроники. Специально разработанные процедуры контроля качества расчетов продемонстрировали НСК очевидность преимущества аутсорсинга, был налажен документооборот, разработаны и внедрены регламенты по всем процессам кадрового делопроизводства, расчету заработной платы и бухучету. Теперь на эти процессы НСК затрачивает гораздо меньше времени.

Из каких этапов состоит переход на аутсорсинг? Что нужно знать клиенту, который обращается к этой услуге впервые?

Как правило, решение о переходе на аутсорсинг принимается на уровне топ-менеджмента компании. Тем не менее, стимулировать принятие такого решения могут руководители подразделений, заинтересованные в повышении эффективности своего подразделения за счет передачи ряда функций на аутсорсинг. После того, как решение принято, проводится диагностика бизнеса клиента. На  основе этой диагностики можно настроить учетную функцию и регламенты. Как правило, 90% успеха зависит от описания регламентов взаимодействия с клиентом. Здесь необходимо предусмотреть по возможности все нестандартные ситуации, которые могут возникнуть. От эффективного решения этих ситуаций зависит сохранение долгосрочных отношений с клиентом.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что аутсорсинг постепенно становится частью антикризисной программы предприятия и разумным выходом в ситуации сокращения затрат.

Комментарии

1
  • Loreley_msk
    Да, возможно, взять компанию на аутсорс в ряде случаев это выход)