Очередной приказ Минфина, возможно, в корне изменит структуру кодов бюджетной классификации. Сейчас они состоят из 7 цифр. Чиновники из финансового ведомства предлагают увеличить их количество до 20, причем уже со следующего года.
Обо всем по порядку
Новый приказ (от 27 июля 2004 г. № 72н) появился не случайно. В рамках бюджетной реформы правительство выпустило постановление о повышении результативности бюджетных расходов. Минфин не замедлил на него откликнуться, почему-то решив при этом, что расходы непременно станут результативнее, если в КБК станет почти в 3 раза больше цифр.
Не спорим, поступления доходов, а значит, и расходы бюджета напрямую зависят от кода бюджетной классификации. По каждому налогу указывают код, в соответствии с которым деньги распределяют по бюджетам. Причем в случае ошибки виновной будет не налоговая, а фирма - налоги направляют именно на тот код, который поставил бухгалтер в платежном поручении (письмо Минфина от 26 июля 2002 г. № 03-07-28/63).
Но неоспоримо так же и то, что в двадцати цифрах легче, чем в семи. Тем не менее приказ уже вышел, и надо к нему привыкать.
Что за птица
С легкой руки Минфина новые КБК выглядят, как показано в Таблице 1.
Первые три цифры - это код администратора, то есть ведомства, которое будет распоряжаться перечисленными деньгами налоговой инспекции, внебюджетных фондов или местной администрации. К счастью, бухгалтеру эти три цифры знать не обязательно - в платежках нужно будет указывать нули, а ставить конкретные значения будут представители федерального казначейства.
Но это не значит, что ошибок не будет и их исправление не ляжет на плечи бухгалтеров. К тому же это пока только предварительное решение властей. Возможно, что после утверждения федерального бюджета на следующий год счетоводам придется заполнять и раздел .
Вторая часть КБК - это код вида доходов государства. В первой колонке указывается источник денежных поступлений, такие, например, как безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской и иной прибыльной деятельности. Во второй нужно писать код элемента, то есть уровень бюджета, куда поступит платеж: 01 - федеральный бюджет, 02 - региональный, 03 - местный. Более подробный перечень приведен в самом приказе. А в последнюю колонку нужно будет заносить виды поступлений - налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество и т. д.
Третью часть законодатели приспособили для учета сумм налогов (1), пеней (2) и штрафов (3) - их нужно указывать в 14-м знаке КБК.
Дальше идет - с 15-го по 17-й знак. По задумке Минфина территориальные власти должны самостоятельно определить значения в этих колонках, приняв соответствующие законы. Соответственно, время, когда бухгалтер сможет получить информацию о 15-м, 16-м и 17-м знаках КБК, целиком и полностью зависит от расторопности местных властей.
Последние три цифры - это экономическая классификация государственных доходов: 110 - налоговые доходы, 120 - доходы от собственности, 130 - доходы от оказания услуг и т. д.
Весь список этих кодов прописан в уже упомянутом правительственном постановлении по повышению результативности доходов.
Следуя букве нового приказа, примерная модель КБК по самому налогу - на прибыль - в следующем году будет выглядеть, как в Таблице 2.
Сопутствующие явления
Изменения в структуре кодов бюджетной классификации повлекут за собой и изменения в формах платежек, деклараций и других документов, так что скорее всего лавина писем и приказов от финансового ведомства и не только уже не за горами. Например, Центробанк уже предусмотрел новый размер поля 104 для КБК в платежках, предназначенных для уплаты налогов. Своим указанием от 25 августа 2004 г. № 1493-У, которое вступит в силу со следующего года, он увеличил длину этого поля до 20 символов.
Появятся и новые декларации: в старых количество ячеек, отведенных для КБК, не соответствует новой длине кодов.
Не стоит забывать и о технических моментах - предприятиям придется раскошелиться на бухгалтерских программ для печати платежек с новыми размерами.
Ну и самое главное - добавится головной боли у бухгалтеров. На первых порах с кодированием налогов придется быть особенно внимательными, чтобы не допустить ошибки. А значит, споры с налоговиками по поводу неверного КБК в следующем году не утихнут.
Кроме того, изменения, которые нужно будет вносить в программы налоговых, внебюджетных фондов, банков, скорее всего, будут задерживать их работу. Тем более практика показывает, что на обновления и привыкание чиновников к новинкам уходит примерно 2-3 месяца.
Вилами на воде
Для того чтобы приказ вступил в действие, одного желания Минфина недостаточно. Необходимы еще регистрация документа (или заключение о том, документ в ней не нуждается) в Министерстве юстиции и изменения в бюджетном законодательстве.
На регистрацию в Минюст чиновники направили свой опус еще 3 сентября, но на момент сдачи этого номера его еще не зарегистрировали. Правда, по остальным документам, касающимся КБК, точка зрения этого ведомства была довольно стандартной. Эти приказы он признавал не нуждающимися в государственной регистрации и отправлял обратно сочинителям. Не исключено, что та же судьба ожидает и приказ № 72н.
И все же пока не стоит впадать в панику. По задумке Министерства финансов новые коды должны начать действовать только со следующего года. Но для того, чтобы планы финансового ведомства могли быть воплощены в жизнь, необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджетной классификации.
Пока Госдума их даже не рассматривала, хотя до начала следующего года остается не так много времени. И если изменения в закон не будут внесены, минфиновский приказ так и останется .
Таблица 1 | |||||||||||||||||||
Администратор | Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | Программа | Экономическая классификация | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Таблица 2 | |||||||||||||||||||
Администратор | Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | Программа | Экономическая классификация | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Татьяна САЖИНА
Материал предоставлен журналом , №10 2004 г.
Начать дискуссию