С деловыми партнерами нужно поддерживать дружеские отношения. Это закон бизнеса. Отсюда – постоянные презентации, переговоры, встречи в неформальной обстановке и т. д. Устраивая очередной важный прием, зачастую приходится изрядно потратиться. Хорошо хоть, что такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК). Такие затраты фирмы называются представительскими.
Представительские расходы – это затраты фирмы по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) фирмы.
Полный перечень представительских расходов приведен в статье 264 Налогового кодекса. Согласно этой статье, к представительским расходам относятся затраты:
- по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;
- по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;
- по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;
- по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Этот перечень является исчерпывающим. Поэтому затраты на организацию развлечений и отдыха, оплату виз, а также на оплату проживания участников переговоров представительскими расходами не являются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
В бухгалтерском учете представительские расходы полностью включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете такие затраты включают в состав прочих расходов только в пределах установленных норм.
Для контроля за затратами по приему делегаций рекомендуется установить предельные размеры (нормативы) отдельных видов представительских расходов. Нормативы и перечень лиц, ответственных за использование средств, утверждаются приказом руководителя.
После каждого приема делегации лицу, ответственному за оформление представительских расходов, следует составить отчет. В отчете указывают дату и место проведения приема, его программу, приглашенных лиц, представителей организации, участвовавших в приеме, и величину представительских расходов.
После окончания приема работник, ответственный за расходование средств на представительские расходы, должен составить авансовый отчет. К нему прилагают все первичные документы, подтверждающие расходы по приему делегации (чеки ККМ, товарные чеки, закупочные акты и т. д.).
Нормирование «представительских»
В налоговом учете сумма представительских расходов включается в состав прочих расходов только в пределах 4 процентов от затрат фирмы на оплату труда (ст. 264 НК). Представительские расходы, которые превышают этот норматив, в прочих расходах не учитываются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
Пример
В 2004 году ЗАО «Актив» потратило на проведение завтраков и обедов представителей другой фирмы 3540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.). Кроме того, для организации отдыха работников другой фирмы сотрудник «Актива» приобрел билеты в театр. Стоимость билетов – 1000 руб.
Расходы фирмы на оплату труда за 2004 год составили 50 000 руб.
Затраты на покупку театральных билетов (1000 руб.) представительскими расходами не являются.
В бухгалтерском учете стоимость билетов отражают в составе внереализационных расходов. В налоговом учете такие расходы не отражаются, так как они не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Затраты на проведение завтраков и обедов в сумме 3000 руб. (3540 – 540) в бухгалтерском учете отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.
В налоговом учете такие затраты отражают в составе прочих расходов в сумме:
50 000 руб. x 4% = 2000 руб.
Оставшаяся сумма затрат на проведение завтраков и обедов в составе прочих расходов не учитывается и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает. Эта сумма составит:
3540 руб. – 540 руб. – 2000 руб. = 1000 руб.
Как скрыть непроизводственные расходы за «представительскими»
У каждого бухгалтера регулярно возникает вопрос: как отметить то или иное мероприятие, которое проводится в офисе? Например, Новый год или день рождения директора. Ответы напрашиваются сами собой. Пустить в ход чистую прибыль. Но руководитель просит по максимуму включить затраты по проведению новогоднего мероприятия в себестоимость.
Некоторые оформляют такие расходы как представительские, то есть связанные с приемом и обслуживанием представителей других фирм. Преимущества этого способа в том, что всю оправдательную документацию можно сделать самостоятельно. Никаких подписей и печатей со стороны представителей других фирм не потребуется. Да и мудрить с первичкой не придется. По документам колбаса может так и остаться колбасой, а фрукты – фруктами.
У этой схемы есть и недостаток. Она не позволит много сэкономить тем фирмам, которые большую часть зарплаты выдают «в конвертах». Следовательно, чем меньше официальные зарплаты в фирме, тем меньше банкетных расходов она сможет списать.
Фирме, которая решит отнести затраты по банкету к представительским расходам, необходимо будет составить комплект оправдательной документации. Составить его трудностей нет. Все эти документы внутрифирменные, и особых требований Налоговый кодекс к их оформлению не предъявляет. Однако это не значит, что на эти бумаги можно махнуть рукой. Ведь, не оформив их, фирма не сможет подтвердить целесообразность расходов. Так что лучше подойти к ним со всей ответственностью.
Алкогольные напитки лучше из первички убрать. Позиция налоговиков – не включать стоимость спиртных напитков в состав представительских расходов. Хотя нормативных документов на этот счет нет, спорить с налоговой из-за пяти бутылок водки не стоит. Лучше учесть в документах на эту сумму безалкогольные напитки.
С расходами по аренде помещения тоже загвоздка. С одной стороны, помещение арендовано для переговоров с представителями других фирм. С другой – аренда помещений для официального приема не прописана в закрытом перечне представительских расходов. Об этом говорится и в письме Минфина России от 12 марта 2003 г. № 04-02-03/29.
Но такую позицию нетрудно и опровергнуть. Во-первых, фирма может легко доказать экономическую обоснованность аренды. Помещение было арендовано для проведения переговоров. Их результат – увеличение прибыли в будущем. Договор аренды и счет-фактура документально подтверждают эти расходы.
Во-вторых, мнение Минфина довольно неубедительное. Исходя из текста письма не ясно, является в такой ситуации аренда экономически оправданным расходом или нет. К тому же в письме нет ни слова о том, по какой статье расходов учитывать подобные затраты.
Исходя из этих доводов, можно прийти к выводу, что в такой ситуации стоимость аренды учитывается в затратах фирмы и уменьшает облагаемую прибыль. При этом, получив счет-фактуру и расплатившись с арендатором, фирма сможет возместить НДС по этим расходам. Как отразить банкетные расходы в учете, покажет пример.
Пример
ЗАО «Карат» решило организовать празнование Нового года для сотрудников за счет представительских расходов. Фонд оплаты труда фирмы за год составил 1 200 000 руб. Сумма представительских расходов, которая может уменьшить облагаемую прибыль, составит:
1 200 000 руб. x 4% = 48 000 руб.
В прошедшем году деньги на представительские цели фирма не расходовала. Сумма представительских расходов (а проще говоря, стоимость продуктов, купленных для Нового года) составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).
Бухгалтер «Карата» сделал проводки:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
– 50 000 руб. – выданы деньги под отчет;
ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 71
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – списаны представительские расходы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 5400 руб. – учтен НДС по представительским расходам;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 5400 руб. – списана сумма НДС;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71
– 14 600 руб. – возвращен аванс подотчетным лицом.
Сумма представительских расходов не превышает норматив. Поэтому она учитывается при налогообложении прибыли полностью.
Владимир МЕЩЕРЯКОВ, «Годовой отчет-2004» (избранное)
Начать дискуссию