Сентябрь 2004 года. Минфин выпустил письмо, посвященное расчету
среднегодовой стоимости имущества. Видимо, сам того не желая, он
подарил предприятиям лазейку.
Налог на имущество платят со среднегодовой стоимости основных средств. Рассчитать ее элементарно, если фирма работает весь год с января по 31 декабря. Нужно сложить остатки по счету 01 («Основные средства») на 1-е число каждого месяца и поделить на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (13). Вопросы появляются, если предприятие отработало не весь год: либо оно в течение года только открылось, либо уже закрылось. Как считать среднегодовую стоимость имущества в этом случае? А точнее, на какую цифру надо делить, чтобы рассчитать эту стоимость? Возможны два варианта.
Первый вариант. В расчет брать количество реально отработанных фирмой месяцев в году. Например, если компания создана в июне, бухгалтер в расчет возьмет семь месяцев. То есть в знаменатель формулы расчета стоимости поставит восемь (количество месяцев, отработанных фирмой в году, плюс один).
Второй вариант. Среднегодовую стоимость считать исходя из количества месяцев в налоговом периоде (год), не принимая во внимание, сколько из них фирма существует. Так, несмотря на то что она создана, скажем, в июне, делить надо на 13 (количество месяцев в налоговом периоде плюс один). Как видите, при этом варианте предприятие заплатит заметно меньше, чем при первом.
Закон велит одно...
Какой из вариантов надо выбрать, следует из статьи 55 кодекса «Налоговый период». Пункт 2 гласит: «Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года». А вот что говорит пункт 3 этой статьи: «Если организация была ликвидирована... до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации...».
Отсюда следует, что главный налоговый документ предписывает бухгалтерам поступать по первому варианту. Ведь в расчете среднегодовой стоимости имущества участвует именно налоговый период. А не просто количество месяцев в году.
Инспекторы придерживаются аналогичного мнения. Минувшей весной МНС им напомнило: при создании и ликвидации фирмы считать налог на имущество бухгалтер обязан с учетом статьи 55. Об этом сказано в «секретных» Методических рекомендациях по проверке главы 30 кодекса «Налог на имущество организаций» (приложение к приказу МНС России от 19 апреля 2004 г. № СА-14-21/53дсп).
Казалось бы, все яснее ясного. Первый вариант надо принять как данность.
Так и было до тех пор, пока Министерство финансов не решилось разъяснить расчет налога на имущество.
...а Минфин – другое
Вывод, который огласило это ведомство, прямо противоположен тому, к которому мы только что пришли. Он опубликован в письме от 16 сентября 2004 г. № 06-06-01-04/32. Сразу скажем, ссылок на 55-ю статью кодекса авторы письма не делают. В отличие от налоговиков Минфин делает умозаключения на основании одной только части второй Налогового кодекса. Вот их главный аргумент: «...главой 30 кодекса не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций..., созданных или ликвидированных в течение налогового... периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок...».
Как видите, Минфин разрешил фирмам следовать по второму варианту (см. выше). Такой «расклад» для предприятия выгоден. Это наглядно демонстрирует пример
Пример
ЗАО «Актив» было создано 20 июня 2004 года. Ставка налога на имущество – 2,2 процента. Отчетный период – квартал, налоговый – год.
Остаточная стоимость основных средств:
- на день создания фирмы (20 июня) – 140 000 руб.;
- на 1 июля – 140 000 руб.;
- на 1 августа – 145 000 руб.;
- на 1 сентября – 139 000 руб.;
- на 1 октября – 142 000 руб.
Ситуация 1. Расчет средней стоимости имущества, как требует ФНС:
(140000 руб. + 140 000 руб. + 145 000 руб. + 139000 руб. + 142 000 руб.) : (4 + 1) = 141 200 руб.
Авансовый платеж по налогу за 9 месяцев равен:
141 200 руб. x 1/4 x 2,2% = 777 руб.
Ситуация 2. Расчет средней стоимости имущества, как разъяснил Минфин:
(140000 руб. + 145 000 руб. + 139 000 руб. + 142000 руб.) : (9 + 1) = 56 600 руб.
Авансовый платеж по налогу за этот период равен:
56 600 руб. x 1/4 x 2,2% = 311 руб.
Таким образом, если следовать разъяснениям сотрудников Минфина, ЗАО «Актив» заплатит налог в 2,5 раза меньше (777 руб. : 311 руб.), чем в первой ситуации.
Лебедь, рак и щука
Так кого же слушаться? На наш взгляд, аргументы Минфина, как говорят в народе, «жидковаты». Тот факт, что Налоговый кодекс не предусмотрел особого порядка расчета среднегодовой стоимости, еще ни о чем не говорит. Вполне достаточно и того, что он указал на налоговый период. И, более того, разъяснил, как этот период считать, когда фирма отработала не весь год.
При всем этом позитив от минфиновского письма есть. Вы можете им воспользоваться и считать налог на имущество так, как выгодно вашему предприятию. Случись что, вы всегда сможете сказать: «Мы следовали официальным разъяснениям финансового органа». А это гарантированно убережет вас от штрафа (ст. 111 НК РФ). Но предупреждаем вас: эта статья не спасает от пеней. Они штрафными санкциями не считаются.
Учитывая, что вывод Минфина довольно смелый, нельзя исключать следующее. В ходе проверки инспектор может письмо финансового ведомства просто не принять во внимание (за это его упрекнуть нельзя). И соответственно он доначислит налог на имущество и проценты за просрочку. Благо, что они небольшие: 1/300 ставки рефинансирования (с 1 июня 2004 года – 13 процентов) за каждый день просрочки. Снять эти деньги налоговая сможет по инкассо, а пытаться компании отбиться в суде – успех вилами по воде писан.
Конечно, есть и обратная сторона медали. Во-первых, не факт, что «нарушение» обнаружат. Во-вторых, если это произойдет, оно обернется для фирмы минимальными финансовыми потерями. При том, что результат от использования письма Минфина, как показал пример, далеко не слабый.
Так что, благородное ли дело риск, решайте сами...
В. Аканеев, эксперт ПБ
Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»
Начать дискуссию