Экономика России

ФАС порылась в постельном белье

В июне 2009 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ОАО "РЖД" по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением). Речь идет о правомерности включения в тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании платы за пользование постельным бельем.
ФАС порылась в постельном белье
На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

В июне 2009 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ОАО "РЖД" по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением). Речь идет о правомерности включения в тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании платы за пользование постельным бельем.

Результатом рассмотрения дела стал запрет включать плату за постельное белье в плацкартных вагонах, купейных вагонах и вагонах СВ в цену билета. По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), РЖД "лишает пассажиров возможности реализовать предусмотренное Правилами оказания услуг право пользоваться комплектом постельного белья при проезде в поездах дальнего следования по своему желанию за отдельную плату, к примеру, в случаях нахождения в пути в дневное время суток".

В авиаперевозках тоже немало фактов, на которые обращают внимание контролирующие органы – от антимонопольной службы и прокуратуры до депутатов Мосгордумы - начиная от доступа к услугам аэропортов, до завышенных тарифов на перевозку на отдельных монопольных направлениях полетов, и якобы недостоверную рекламу. Но меня как пассажира больше всего при организации своего путешествия интересует, что включено в стоимость билета на авиаперевозку? Никому не хочется платить лишнего.

Например, «Аэрофлот», по сведениям  ФАС, нарушил статью 10 Закона «О защите конкуренции». Еще в конце 2008 года ФАС установила, что российский флагман поднял тариф на авиаперевозки по маршруту «Красноярск-Норильск-Красноярск» до 36000 рублей, в то время как действующий предельный тариф на этой линии, установленный Красноярским управлением антимонопольного ведомства, составляет всего…. 8500 рублей!

Что же такого можно получить на направлении Норильск-Красноярск за 36 000 рублей – индивидуальное обслуживание, персональное питание с черной икрой и бутылкой элитного вина? Думаю вряд ли. ФАС заявила, что «Аэрофлот» нарушил установленный порядок ценообразования. И если с «Аэрофлотом» все более менее понятно и, по мнению федерального агентства, он злоупотребляет доминирующим положением на рынке, устанавливая высокие цены, то с включением некоторых дополнительных услуг в стоимость перевозки пока не все так радужно и ясно. Никто даже не спросит пассажира: вы есть будете? Аналогия с бельем РЖД просматривается очень даже. Если я не собираюсь есть на борту самолета, зачем за это платить?

Со стороны авиаперевозчиков включение различных дополнительных сервисов в стоимость билета оправдано двумя моментами. Первое - это обязанность, установленная законом. Второе - это добрая воля перевозчика, который старается создать комфортные условия для пассажиров, создав конкурентное преимущество.

Если мы заговорили об очевидном, но не обязательном факте кормления пассажиров на борту лайнера, то напомним, что эта процедура регламентируется только лишь отраслевым  стандартом «Система перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом», введенным в январе 1994 года. Стандарт определяет основные требования и условия по обеспечению питанием пассажиров на борту воздушных судов, выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям РФ. Если полет длится не более трех часов, пассажира, по существующему стандарту, можно не кормить. Достаточно лишь обеспечить его прохладительными напитками, чаем или холодным завтраком. Интересно, задумывалась ли ФАС о таком включении питания как обязательной услуге?

Традиционные авиакомпании по умолчанию включают услуги питания в билет. Их не интересует - хотите вы вообще что-либо употреблять на борту или вы держите диету, и соответствует питание на борту вашим религиозным и национальным предпочтениям или нет. Только две авиакомпании построили модель авиаперевозчика на выборе услуг, не включенных в стоимость перевозки, и в первую очередь услуги питания - «Скай Экспресс» и «Авианова».

В случае с бюджетными перевозчиками пассажир точно знает, покупая билет, что  не будет переплачивать от 300 до 600 рублей за питание, которое и есть то не всегда хочется. По этому пути пошли уже и ведущие зарубежные авиакомпании. Например, British Airways отказалась от бесплатного провоза горнолыжного снаряжения и отменила бесплатные сэндвичи на коротких маршрутах. Когда же российские авиакомпании, страдающие от монополизма поставщиков, роста тарифов, нелиберального рынка, поймут,  что надо снижать издержки там, где это можно, а именно отказавшись от «питания по умолчанию» и предложить его в качестве опции? Это же реальный способ конкурентный борьбы с лоукостерами. Но большинство компаний предпочитают тарифные войны с лоукостом при сохранившихся собственных гигантских издержках. Это путь на эшафот.

Наша компания, продолжая пропагандировать так называемый smart travelling (умные путешествия), помимо продаж питания по систему a la carte, предложила своим пассажирам в начале августа возможность выбора питания перед полетом. Теперь при заказе билета можно заказать специальный набор Sky Box. По итогам продаж в августе предоплаченное питание стало хитом среди прочих услуг – более 700 заказов. Такого опыта предоставления товаров и услуг в полет пока нет ни у одной авиакомпании в России.

Уверен, среди западных бюджетных авиакомпаний лишь единицы практикуют предоплаченное питание. Непонятно, кстати, почему? Ведь выгода для перевозчика и пассажира неоспорима – покупка по желанию, есть возможность ознакомиться с содержимым заказа, известна цена питания, все прозрачно и понятно, чего нет при покупке билета на обычные авиакомпании. Но, думаю, что традиционные авиакомпании скоро переймут такой способ заказа питания, выгоды которого очевидны.

Вот и на железной дороге, если чай проводником предоставляется за отдельную плату, может быть и белье тоже предоставлять по желанию?  Многие же могут и готовы прихватить с собой собственное любимое бельё в горошек, а не довольствоваться казенными грязно-белыми простынями. Так же, как многие прихватывают с собой бутербродики в самолет. Хотя, конечно, проще заказать или купить все нужное в пути.

Интересно, когда ФАС проверит питание в авиации?

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

4
  • Виктор Любезный
    А всё нужное - это что? Те же, скажем, жидкости (в т. ч. пищевые) на борт же большинству пассажиров проносить запрещено (ёмкость до 100 мл не в счёт - это меньше полустакана). Если, грубо говоря, предлагаемая на борте пепси не нравится, а хочется кока-колы, как взять её с собой? Покупать в стерильной зоне аэропорта (особенно московского) себе дороже, а купишь раньше - на спецконтроле оставишь.
  • Sveta
    Цитата:
    Многие же могут и готовы прихватить с собой собственное любимое бельё в горошек, а не довольствоваться казенными грязно-белыми простынями
    Если пассажир не хочет платить за белье, проводник забирает с полки матрас. Так что свое белье не получится использовать.
  • Impaciente
    Я считаю это бред что бель не входит в стоимость билета. Мне кажется это говорит только о качестве сервиса на наших РЖД. Тоже самое и про питание на борту. Если я лечу лоу-костом, то там всё ясно. Это мой осохнанный выбор. Но если я лечу обычной авиакомпанией, то я хочу чтобы мне принесли мой бутерброд и чай и кока колу и тд.