Кому надо знать: бухгалтеру, юристу
Одной из тем, поднятых нами ранее в рубрике «Минфин уполномочен заявить» (рассылка от 11.08.09 г.), был вопрос о возможности предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ второму родителю в случае, если первый родитель лишен родительских прав. 17 августа 2009 г. мы получили отклик от одного из наших читателей. Цитируем:
«Что касается двойного вычета при лишении одного из родителей родительских прав. А обязанность уплачивать алименты у родителя, лишённого прав, остаётся (ч.2 ст.71 СК РФ)? Я думаю, этой стороне вопроса автор рассылки от 11.08.09 не дал оценки. Двойной вычет уместен для родителя, который один несёт на себе бремя содержания ребёнка. Если есть второй биологический родитель, лишённый юридических прав, но не освобождённый от юридических обязанностей, то первый родитель (не лишённый прав) явно находится в более лучшем материальном положении, чем единственный родитель, с которым никто не делит бремя содержания ребёнка. С этой позиции рассмотрите вопрос равенства налогообложения».
Очень приятно, что нашу рассылку читают вдумчивые и неравнодушные люди, не принимающие безоговорочно на веру выводы Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Надеемся, что в будущем подобных откликов станет больше.
А сейчас, следуя традициям нашей компании не оставлять без ответа ни один из адресованных нам вопросов, осветим свою позицию по озвученной нашим читателем проблеме.
Напомним, что 24.07.09 г. Минфин России выпустил письмо за №03-04-06-01/192, в котором указано, что если один из родителей ребенка лишен родительских прав, то другой родитель не признается единственным и, следовательно, не имеет права на получение стандартного вычета в двойном размере согласно абз.7 подп.4 п.1 ст.218 НК РФ.
Позиция специалистов Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности по данному вопросу совершенно противоположна, о чем и шла речь в рассылке от 11.08.09 г.
Что касается сомнений в соблюдении принципа равенства налогообложения, высказанных нашим читателем, то они, на наш взгляд, необоснованны.
Прежде всего, необходимо отметить, что материальное положение семей с единственным родителем заведомо хуже материального положения семей с двумя родителями, поскольку, как верно отметил наш читатель, в первом случае бремя содержания ребенка разделить не с кем.
При этом семьи, в которых один из родителей лишен родительских прав, стоят особняком, поскольку для целей налогового законодательства (право на вычет по НДФЛ) их следует отнести к семьям с единственным родителем (поскольку родитель, лишенный родительских прав, лишается и всех налоговых льгот), а для целей семейного законодательства (обязанность по содержанию ребенка в виде уплаты алиментов) – к семьям с двумя родителями.
Иными словами, рассматривать изначально неравное материальное положение таких семей в качестве причины их неравенства в налоговых правоотношениях некорректно.
Данный вывод можно проиллюстрировать следующим образом.
Очевидно, что общий смысл предоставления стандартного налогового вычета в двойном размере состоит в том, чтобы уравнять положение семей, в которых два родителя, каждый из которых имеет право на вычет, с семьями, имеющими единственного родителя.
Однако, по большому счету, при этом уравнивается материальное положение не родителей, а детей, ведь предполагается, что налог, «сэкономленный» при предоставлении вычета, будет направлен на нужды ребенка.
При таком подходе, ориентированном на соблюдение интересов ребенка, логичен вывод о том, что на каждого ребенка (независимо от наличия обоих родителей) предоставляется два стандартных вычета, которые либо распределяются между отцом и матерью, либо предоставляются единственному родителю в виде вычета в двойном размере.
Соответственно, в ситуации, когда один из родителей лишен родительских прав и не может получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в силу прямого указания закона (ч.1 ст.71 СК РФ), непредоставление вычета в двойном размере второму родителю будет, прежде всего, свидетельствовать об ущемлении интересов ребенка.
Более того, согласно абз.7 подп.4 п.1 ст.218 НК РФ право на получение стандартного вычета в двойном размере принадлежит опекуну, попечителю, у которых в частном случае ребенок может находиться на воспитании после лишения биологических родителей родительских прав.
Данный частный случай по своей сути аналогичен ситуации, когда после лишения одного из родителей родительских прав ребенок воспитывается вторым биологическим родителем. Разница состоит лишь в том, что опекун и попечитель прямо названы в законе как лица, имеющие право на получение стандартного вычета в двойном размере (без каких-либо условий), тогда как частный случай признания родителя единственным в случае лишения одного родителя родительских прав не рассмотрен.
Несмотря на это обстоятельство, специалисты Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности полагают, что оснований констатировать наличие пробела в законе не имеется (толкование норм НК РФ и СК РФ позволяет однозначно решить спорную ситуацию и опровергнуть выводы Минфина России), равно как нет причин утверждать, что имеет место нарушение принципа равенства налогообложения.
Комментарии
4