Налог на прибыль

О налогообложении затрат на создание web-сайтов

Пожалуй, уже не найдется ни одной фирмы, у которой не было бы странички в Интернете. Компании хотят заявить о себе, рассказать о своих товарах, работах, услугах как можно большему числу потенциальных клиентов. Лучший способ сделать это – создать web-сайт в Сети.

Письмо Министерства финансов РФ от 22.10.2004 № 07-05-14/280
[О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ]

Аудитор И.И. Иванцов

Министерство финансов Российской Федерации по вопросу отнесения затрат на создание web-сайта на расходы для целей налогообложения прибыли сообщает следующее.
Если понесенные организацией расходы связаны с созданием web-сайта, предназначенного, как правило, для рекламы деятельности организации, и размещением его на web-сервере организации, то расходы по его созданию и размещению в сети отражаются в бухгалтерском учете организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.
Если понесенные организацией расходы связаны с разработкой программы для ЭВМ, являющейся в соответствии с Законом Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” объектом авторского права, исключительные права на которую в соответствии с законодательством принадлежат организации, то организация-правообладатель отражает в бухгалтерском учете исключительное право на программу для ЭВМ в составе нематериальных активов в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.
При этом к объектам нематериальных активов не относятся материальные носители, на которых записаны программы для ЭВМ.
Для признания в целях налогообложения нематериальных активов следует руководствоваться пунктом 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ Л.З. Шнейдман

Комментарий

Пожалуй, уже не найдется ни одной фирмы, у которой не было бы странички в Интернете. Компании хотят заявить о себе, рассказать о своих товарах, работах, услугах как можно большему числу потенциальных клиентов. Лучший способ сделать это – создать web-сайт в Сети.

Расходы “виртуальные”

Минфин России разъяснил, что, как правило, web-сайты служат для рекламы деятельности компании. Поэтому затраты по их созданию и размещению на сервере нужно учитывать как расходы по обычным видам деятельности.
Действительно, реклама, как сказано в Законе от 18.07.95 № 108-ФЗ “О рекламе”, – это информация о фирме и ее деятельности, которая:
– распространяется в любой форме, с помощью любых средств;
– предназначена для неопределенного круга лиц;
– формирует и поддерживает интерес к фирме и способствует продаже товаров (работ, услуг и т. п).
Значит, затраты на создание web-сайта нужно отражать на счете 44 “Расходы на продажу”. Отметим, что это могут быть, в частности, расходы на регистрацию доменного имени у интернет-провайдера, разработку дизайна сайта, создание и размещение рекламных материалов и т. п.
А как быть с расходами на создание компьютерной программы для сайта? Тоже относить их на счет 44 или учитывать как нематериальные активы? Ответ на этот вопрос минфиновцы дают во второй части письма.

...и “нематериальные”

Обратимся к Положению по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/ 2000, утвержденному приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н. Здесь сказано, что к объектам нематериальных активов относятся, в частности, “исключительные авторские права на программы для ЭВМ”. В письме говорится, что, если эти права принадлежат организации (например, она сама разработала программу, зарегистрировала ее и получила на нее авторское свидетельство), их нужно учитывать в составе нематериальных активов. Получается, если таких прав у фирмы нет (например, ими владеет разработчик программы для сайта), она отражает стоимость программы в составе затрат по разработке web-сайта.

Начать дискуссию