Первичные документы

Расходы по «опоздавшим» документам

Ваша бухгалтерия получила документы от поставщика с опозданием? Вероятнее всего, бухгалтер пересчитает налоговые расходы и составит уточненную декларацию. Причем ему придется проделать это не один раз. Но стоит ли тратить время на эту работу?

Ваша бухгалтерия получила документы от поставщика с опозданием? Вероятнее всего, бухгалтер пересчитает налоговые расходы и составит уточненную декларацию. Причем ему придется проделать это не один раз. Но стоит ли тратить время на эту работу?

Илья Зорин,
налоговый юрист, главный редактор сайта «Налоговый минимум» (www.taxminimum.ru)

Эффективность работы бухгалтерии во многом зависит от того, насколько рационально ее сотрудники расходуют свое время. Например, уточнение деклараций из-за «опоздавших» документов вряд ли можно назвать необходимой работой. Объясним, почему.

Опыт показывает, что обычно самыми многочисленными по составу являются прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ). Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно к этим категориям расходов относится значительное количество документов, которые поступают в бухгалтерию с опозданием. Порядок признания данных расходов определен в Налоговом кодексе (п. 7 ст. 272 НК РФ). В частности, в отдельный перечень в нем выделены следующие расходы (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • затраты на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);
  • арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
  • иные подобные расходы.

Как видите, данная группа довольно обширна и любая организация сталкивается в своей деятельности с этими видами расходов. Поэтому именно о них и будет идти речь. Посмотрим, что же считать датой осуществления указанных расходов. Здесь Налоговый кодекс предлагает нам несколько вариантов (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

К сожалению, при этом Кодекс не поясняет, какими критериями следует руководствоваться для выбора одной из перечисленных дат. Однако это вовсе не означает, что налогоплательщик может произвольно выбрать удобный для себя принцип определения даты расходов, закрепить его в учетной политике и применять.

Условия возникновения расхода

Обратимся к критериям признания расходов в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ). Их четыре, и они общеизвестны: экономическая оправданность; документальная подтвержденность; направленность на получение дохода; оценка в денежной форме.

Перечисленные критерии не являются идеальными. Поэтому возникают многочисленные споры по поводу того, какие затраты и когда следует признавать в налоговом учете. Особенную остроту эта проблема приобретает, если компания применяет метод начисления. Ведь в этом случае расходы признают в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. И неважно, когда они были оплачены (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но если документы поступили с опозданием, то как определить, к какому периоду относятся соответствующие расходы?

Очевидно, что при методе начисления расходы в налоговом учете возникают, когда все критерии, перечисленные в статье 252, выполняются впервые. Поэтому можно сделать вывод. Расходы относятся к тому отчетному (налоговому) периоду, в котором впервые выполняются все условия пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Исключение из этого правила составляют случаи, специально предусмотренные Налоговым кодексом (п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272, подп. 4–9 п. 7, п. 9–10 ст. 272, ст. 262, ст. 261 НК РФ и т. д.). Например, расходы на освоение природных ресурсов, НИОКР, прямые расходы на производство.

Таким образом, Налоговый кодекс (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ) фактически не предоставляет никакой альтернативы в определении даты признания расходов. В нем лишь перечислены возможные случаи, когда расходы возникают исходя из условий пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.

Расходы без документов не признаем

Итак, необходимо определить дату, на которую мы признаем конкретные расходы. Чтобы это сделать, не нужно проверять, оправданны ли данные расходы экономически и направлены ли они на получение дохода. Эти критерии нужно оценивать на момент осуществления затрат. То есть тогда, когда мы фактически получили (приняли) товары (работы, услуги, имущественные права). Если в тот момент затраты были экономически оправданны и направлены на получение дохода, то указанные критерии будут считаться выполненными раз и навсегда.

Иначе обстоит дело с двумя оставшимися условиями: документальной подтвержденности и оценки в денежной форме. Так, первичные документы, подтверждающие расходы, компания может получить значительно позже той даты, когда приобрела товары. Но до этого момента она не вправе считать расходы документально подтвержденными.

Аналогичная ситуация возникает и с критерием оценки затрат в денежной форме. Если из поступивших документов нельзя определить размер затрат, то включить их в налоговые расходы компания не вправе.

Таким образом, компания не может признать расходы, пока, во-первых, не получила по ним подтверждающих документов и, во-вторых, не знает их денежную оценку.

Нужна регистрация

Допустим, дату поступления документа, подтверждающего расходы, компания не может подтвердить документально. Тогда при проверке налоговые инспекторы, скорее всего, будут считать, что документ был получен организацией в момент его составления. Поэтому они самостоятельно определят отчетный (налоговый) период, к которому относятся расходы. И, если несвоевременное признание расходов привело к недоимке, привлекут компанию к ответственности. Такая ситуация, например, может возникнуть в случае, если в налоговом периоде, к которому проверяющие отнесут расходы, организация получила убыток.

Пример

Допустим, налоговая инспекция проверяет правильность исчисления и уплаты налога на прибыль за 2004 год. В ходе проверки обнаружены первичные документы, составленные в 2003 году, по которым организация признала в 2004 году расходы на сумму 100 руб. Поскольку у фирмы не было доказательств того, что подтверждающие документы по ним были получены в 2004 году, то налоговая инспекция сделала вывод, что указанные расходы относятся к 2003 году. Следовательно, компания занизила налоговую базу за 2004 год на 100 руб.

Если за 2003 год организация получила убыток в размере 10 руб., то с учетом 100 рублей, перенесенных из расходов 2004 года, он должен был составить 110 руб. Сумма данного убытка может быть перенесена на 2004 год в размере, не большем чем 30 процентов от налоговой базы 2004 года (ст. 283 НК РФ).

Допустим, что по итогам 2004 года налогооблагаемая прибыль составила 50 руб., а с учетом перенесенных на 2003 год расходов – 150 руб. Компания может ее уменьшить на 45 руб. (150 руб. x 30%) за счет перенесения убытка, относящегося к прошлому периоду. В итоге получается, что организация заплатила налог на прибыль за 2004 год исходя из размера налоговой базы – 50 руб. Однако в действительности ее налоговая база должна была составить 105 руб. (150 руб. – 45 руб.). Это привело к недоимке в сумме 13,2 руб. (55 руб. x 24%).

Чтобы избежать подобных неприятностей, документы, подтверждающие расходы, компания должна регистрировать у себя как входящую корреспонденцию. Это позволит достоверно определить дату их поступления. При этом нужно обратить внимание на следующие нюансы. Во-первых, лучше иметь подтверждения от сторонних лиц, что документы компания получила именно на эту дату. Доказательством могут быть почтовые бумаги, документы курьерских и экспедиторских фирм и т. п. Во-вторых, регистрационная запись должна однозначно указывать, кто из ответственных сотрудников компании ее внес.

Например, сотрудник канцелярии, получив документ от почтальона, присваивает ему номер. Затем записывает его в журнал регистрации входящей корреспонденции. Запись должна содержать ФИО внесшего ее сотрудника канцелярии. Кроме того, на самом документе он отмечает выходящий номер и дату поступления. Кстати, конверт, в котором был доставлен документ, тоже может подтвердить дату получения. Ведь на нем, как правило, есть штемпель почтового отделения с указанием даты. На этом конверте сотрудник канцелярии тоже пишет входящий номер поступившего в нем документа. Далее организация сохраняет как первичный документ, так и конверт. Если компания выполняет данные условия, это поможет ей в споре с налоговыми органами. Разумеется, в случае, если он возникнет.

Правила регистрации документов целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. В крайнем случае, в ней нужно хотя бы указать, что поступающие первичные документы регистрируются в порядке, установленном приказом или распоряжением руководителя. Этот документ придется разработать и утвердить.

Также в учетной политике необходимо прописать такой пункт. Расходы считаются документально подтвержденными с того момента, когда по ним поступили первичные документы.

Если компания не регистрирует первичные документы, то расходы по ним следует признать на дату их составления. Иногда это бывает полезно, чтобы признать расходы в более ранние периоды. Однако для этого нужно быть уверенным, что поставщик не подведет и документы поступят в организацию раньше, чем их затребует налоговая инспекция.

Практические ситуации

Представим такую ситуацию. В сентябре 2004 года компания воспользовалась услугами телефонной связи. Счет от 30 сентября 2004 года на их оплату фирма получила 15 ноября 2004 года. Об этом была сделана запись в журнале регистрации входящей корреспонденции. На счете был проставлен входящий номер и дата получения.

В учетной политике организации для целей налогообложения на 2004 год установлено следующее: «Поступающие от контрагентов первичные документы подлежат регистрации как входящая корреспонденция в порядке, установленном распоряжением руководителя организации». Названное распоряжение утверждено и неукоснительно исполняется. Кроме того, учетная политика оговаривает, что расходы считаются документально подтвержденными в момент получения организацией соответствующих документов.

Таким образом, расходы получили документальное подтверждение и денежную оценку только в ноябре 2004 года. До этого момента компания не знала и не могла знать о величине своих затрат на услуги связи, потребленные в сентябре. В данной ситуации указанные расходы организация должна признать в ноябре 2004 года. Уточнять декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года в этом случае не нужно.

Рассмотрим еще один пример. Организация арендует помещение. В соответствии с договором арендная плата составляет 120 000 руб. в год. Помимо арендной платы фирма обязуется возмещать арендодателю расходы на потребленные коммунальные услуги. Расчеты по арендной плате организация производит ежемесячно исходя из 1/12 от годовой суммы арендных платежей. На сумму коммунальных услуг арендодатель выставляет счета ежеквартально, но не позднее 15 числа месяца, следующего за соответствующим кварталом. К счетам он прикладывает копии документов, подтверждающих размер коммунальных расходов.

В учетной политике организации для целей налогообложения зафиксированы те же положения, что и в предыдущей рассмотренной ситуации.

В этом случае включать затраты на аренду в налоговые расходы компания должна в последний день отчетного (налогового) периода. Поскольку именно тогда они получат документальное подтверждение и оценку в денежной форме.

Действительно, размер ежемесячной арендной платы можно точно определить из договора аренды. Первичным учетным документом, на основании которого производятся соответствующие бухгалтерские записи, является бухгалтерская справка. Ее бухгалтер составляет по окончании очередного месяца. Данный документ содержит расчет суммы, которую необходимо уплатить за аренду.

Возмещаемые арендодателю суммы коммунальных платежей следует признать в налоговом учете в том периоде, в котором организация получит счет. Если это произойдет в следующем отчетном (налоговом) периоде, то вносить уточнения в декларацию по налогу на прибыль все равно не потребуется.

Материал предоставлен журналом «Консультант», №23 2004 г.

Начать дискуссию

Из законопроекта о майнинге уберут ряд запретов

Глава комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев сообщил, что документ примут до конца текущей сессии.

OpenAI объявила о запуске поисковой системы SearchGPT на базе искусственного интеллекта

Разработка SearchGPT ставит OpenAI в прямую конкуренцию с компанией Google, которая также спешит внедрить функции искусственного интеллекта в свою поисковую систему

Не успеваете составить отчеты и собрались временно сдать нулевки? Будьте осторожны! «Ночной бухгалтер» № 1732

Если бухгалтер не успевает вовремя сформировать правильную отчетность, то может показаться, что хороший вариант — сдать нулевки, а чуть позже отправить уже корректировочные отчеты. Узнали, как будем отдыхать в 2025 году, грозит ли нейросеть стать конкурентом бухгалтеру и что происходит с YouTube.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

Законодатели взялись за многодетных отцов-одиночек

Депутаты хотят дать отцам-одиночкам право на досрочную пенсию. Пока что такие привилегии есть только у многодетных матерей, которые самостоятельно занимаются воспитанием детей.

Законопроекты

Россияне смогут установить самозапрет на ставки

Жители страны смогут установить запрет на участие в азартных играх на 4 и 12 месяцев. От таких клиентов букмекеры не смогут принимать ставки и предлагать им фишки в казино.

Маркетинг

Рынок блогосферы восстановился

Большинство рекламных агентств расшили штат сотрудников и повысили зарплаты на 13%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как строить карьеру в ИТ через эффективный нетворкинг

Как строить карьеру в ИТ через эффективный нетворкинг
Импорт

Финансовое сопровождение импортеров стало самой востребованной услугой ВЭД в первом полугодии 2024

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

До конца недели скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может снизиться до 40%, а к концу следующей — уже до 70%

Мера затронет только десктопную версию. Мобильную замедлять пока не будут

1
Бесплатно с ФСБУ Документооборот

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Кто должен применять ФСБУ 27/2021, какие требования предъявляются к бухгалтерским документам и документообороту, как правильно составить документ и исправить ошибку.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Реклама

Депутаты выступили против рекламы на запрещенных ресурсах

Ответственность за нарушение закона будут нести и рекламодатели, и распространители сообщений.

Поручение

Как составить договор поручения: суть, условия и образец

Выполнение каких-либо работ иногда требуют привлечения сторонней компании или физического лица. Чтобы такое сотрудничество было официальным, заключают договор поручения. Разберемся, в чем заключается его суть, какие условия обычно вносят в текст, как оформляют документально в зависимости от ситуации.

Как составить договор поручения: суть, условия и образец
Маркетплейсы

Маркетплейсы будут размещать ссылки на сертификаты качества

В карточках товаров на маркетплейсах будут указывать ссылки на сертификаты и декларации. Это позволит потребителям убедиться в качестве продукции.

НДС

Все коды видов операций по НДС: таблица

Чтобы отчетность по НДС была корректной, нужно верно отражать данные о действиях, произведенных с этим налогом. Такие действия иначе называют операциями по НДС. Они должны быть документально зафиксированы. Для этого используется специальное обозначение в виде кода вида операции или сокращенно КВО. В материале повествуется о том, что это такое, как оно применяется и какие недавно произошли изменения.

Все коды видов операций по НДС: таблица

Нейросеть для бухгалтеров или психиатр для нейросети

Наблюдаем прям бум какой то по теме «Нейросеть для бухгалтеров». Каждый второй зовет на какие то совершенно волшебные курсы, после которых можно смело заваливаться на диван с тазиком черешни смотреть Грисельду. А работать будет нейросеть.

Нейросеть для бухгалтеров или психиатр для нейросети
4
Учет в торговле

Товар просрочен и подлежит утилизации: как учитывать расходы

Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена. Она изымается из оборота и в дальнейшем подлежит утилизации или уничтожению. При каких условиях понесенные при этом расходы можно учесть при расчете налога на прибыль?

Товар просрочен и подлежит утилизации: как учитывать расходы
Криптовалюта

О подозрительных операциях нотариусы и майнеры будут сообщать в Росфинмониторинг

Майнеров криптовалют и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон 115-ФЗ.

Законопроекты

Застройщиков обяжут рядом с ЖК возводить школы

Вместе с жилищными комплексами застройщики будут стоить объекты социальной и транспортной инфраструктуры.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: ФАС раскрыла картель на торгах соцтоварами, активисты приклеили себя к взлетной полосе, а спортсмены жалуются на еду в Олимпийской деревне

Подготовили обзор главных событий дня — 25 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Банки

У ВТБ появился сервис покупки автомобилей частями

Сервис «ВТБ Авто» позволяет разделить покупку машины на части: сначала взять авто в аренду, а в конце срока выкупить его по остаточной стоимости.