Ведение бизнеса

Доверяй, но проверяй

Много лет наблюдаю, как доверие клиентов является локомотивом бизнеса, а отсутствие оного - тормозом или заслуженным осиновым колом. Сегодня приглашаю поговорить о доверии клиента. О природе явления, так сказать.
Доверяй, но проверяй
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Много лет наблюдаю, как доверие клиентов является локомотивом бизнеса, а отсутствие оного - тормозом или заслуженным осиновым колом. Сегодня  приглашаю поговорить о доверии клиента. О природе явления, так сказать.

Моя работа предполагает довольно много поездок по стране, а страсть определяет транспорт. Я езжу на автомобиле. Это подводка вот к каким мыслям… Пролетая по дорогам нашей необъятной, наблюдаю много-много мест, где можно было бы перекусить. Но привередливость в еде и параноидальная требовательность к сервису часто оставляют меня голодным. Я бы вообще не останавливался возле этих заведений, но я знал, что рано или поздно мне придется писать на эту тему, т.е.  мне был нужен непосредственный, личный опыт.

Итак, первый пример из жизни.

Трасса М4, примерно 250-300 км от Москвы, пора остановиться, размяться, перекусить и двинуться дальше. Так я и сделал. К слову сказать, со мной были два спутника, точнее две спутницы. Мы одеты, на мой взгляд, прилично. Мой автомобиль в одиночестве стоит на стоянке перед кафе и вполне убедительно демонстрирует сносное благосостояние владельца.

Заходим в кафе. Некто, напоминающий охранника, сидит спиной ко входу и смотрит то ли футбол, то ли другую не менее познавательную передачу. Дама, напоминающая сотрудницу кафе, сидит за одним из столиков кафе и грызет семечки, складывая шелуху в симпатичную, но большую горку на том самом столе.

Кх-м. Есть я тут точно не буду. Но, может быть, хотя бы по чашке чая? Мы решили присесть за столиком перед кафе, на улице - не терять же, возможно, последний теплый вечер в этом году. Попросили чай, убедили тетеньку, что сахар кладут не в чашку, а рядом, тем более, что некоторые эстеты чай вообще без сахара пьют. Взяли чашки, вышли из кафе и сели за столик рядом со входом. Да, из машины достали бутерброды.

Сидим, пьем чай, кушаем бутерброды, наслаждаемся погодой и думать не думаем о сотрудника того кафе, как вдруг на ступеньках появляется та самая тетенька, которая громко вздыхала, потому что мы не разрешили ей положить купленный нами сахар в купленный нами чай. Вышла, посмотрела на нас. На несколько секунд скрылась и вернулась со щеткой и ведром и стала в трех метрах от нас драить ступеньки крылечка кафе. За что и поплатилась, войдя в число примеров, на которых я демонстрирую приемы сервиса и антисервиса, короче - надолго влипла в историю. 

Хотите верьте, хотите нет - она следила за нами, чтобы мы не сперли три бокала, из которых пили чай. Это либо печальный предыдущий опыт, либо - и это гораздо вероятнее, на мой взгляд! - моделирование. То есть, тетушка прикинула наше поведение на себя и поняла, что единственным объяснением нашего поведения является намерение спереть бокалы, она бы так и сделала. Из такого моделирования логично вытекает, что за нами нужен глаз да глаз.

Доверие… откуда оно берется… и насколько дорого стоит?

Второй пример из жизни.

На трассе Москва-Санкт-Петербург очень много разных кафе и не только. Возьмем, к примеру, городок Крестцы. Чем он известен автолюбителям? Тем, что после правого поворота (по дороге в Питер) в тени кроны большого дерева стоит автомобиль сотрудников ДПС, о котором, как правило, предупреждают встречные машины, и тем, что вдоль дороги по обе стороны расположились владельцы пирожков и самоваров. Самовары дымят и варят воду для кофе и чая, а пирожки… не знаю, что про пирожки сказать, полагаю, что пирожки лежат и ждут тех, кто их выберет.

Я ни разу не останавливался у самоваров и ни разу не пил тот чай. Почему? Потому что согласен с одной фразой из одной книги1 - «Лучше перепароноить, чем недобдеть». У меня нет ни малейшего доверия к владельцам пирожков и самоваров.

Теперь хватит примеров, пора двигаться к развязке статьи. Доверие. Чье оно дитя? Кто его рождает? Истинное доверие  может родиться от знания приоритетов (будем говорить только о доверии к поставщику товаров и услуг, хотя тему можно понимать максимально широко).

Если мы знаем, что для поставщика важно, то этого достаточно, чтобы решить можно ему доверять или нет. Давайте проверим тезис. Перед нами два выписанных рецепта. Один выписал врач, для которого важно личного обогащение любой ценой, для другого важно наше здоровье. Мы какому рецепту доверимся? Так, ну это просто. Другой тест нужен.

Перед нами два проповедника. Для одного важно спасти нашу душу, для другого - увеличить доход прихода. Кому из них мы больше доверяем? Так, снова слишком просто и очевидно.

Перед нами два предпринимателя. Один говорит, что его главный приоритет -прибыль, а другой… а есть ли другие? Есть ли такие предприниматели, для  которых есть вещи важнее прибыли? Как бы мне не рассмешить уважаемую публику…

Может быть, есть предприниматели, для которых репутация важнее прибыли, или закон важнее прибыли, или жизни клиента важнее прибыли?  Может есть такая авиакомпания,  для которой жизнь клиента важнее прибыли?  Может быть, есть производитель детского питания, для которого здоровье ребенка важнее прибыли?

Если бы такие предприниматели были, то им можно было бы доверять. Но разве не глупо доверять компании, для которой не жизнь и здоровье клиента, а прибыль на первом месте?  

Предпринимателю требуется найти ответы на три важных вопроса:

1) Смогу ли я вести успешный бизнес без доверия2 покупателей? Если ответ положительный (Да, смогу), то вопросов больше нет.

2) Что для моего бизнеса будет важнее, чем получаемая прибыль? Если вразумительного и вдохновляющего ответа нет, то предпринимателю следует или пересмотреть свой ответ на первый вопрос или отказаться от мечты о собственном бизнесе.

3) Как наглядно и убедительно я буду демонстрировать свои приоритеты клиентам и как долго я смогу противостоять беспринципным конкурентам, готовым ради прибыли на всё?

Помните наш разговор о владельцах самоваров в Крестцах? Как вам кажется, каков их ответ на вопрос «Смогу ли я вести успешный бизнес без доверия со стороны покупателей?» Их ответ - «Да, смогу». А всё потому что значительному числу клиентов все равно, из какой воды им сделали чай, все равно, как испекли пирожки. Значительное число клиентов удивительно всеядны и не привередливы (и гордятся этим!). Сейчас владельцам самоваров и пирожков нет нужды в моем доверии. Зачем оно им? Им и так хорошо.

Страховые компании тратят огромные бюджеты на PR и рекламу, но опасаются спросить своих клиентов: «Вы нам доверяете?»

Банки, зная, что клиенты им не доверяют, страшатся массового востребования вкладов. И правильно, что страшатся. Только усилия свои они концентрируют не на завоевании доверия (может быть, они  просто не знают, как это делается3 ?), а на лоббировании удобных законов, при которых доверие вкладчика стало бы ничтожным слагаемым, которым можно пренебречь.

А вот вы, лично вы, уважаемый читатель, какую воду пьете? Я - лет пятнадцать уже пью только родниковую. Роднику, бьющему из-под земли - доверяю, трачу время на поездки к нему и стояние в очереди милых людей, разделяющих мои приоритеты. А вы пьете бутилированную воду? Нет? А почему?

Мой вопрос: почему вы не пьете бутилированную воду?

Примечание: у меня нет бизнеса, нет доли в бизнесе, нет мыслей о доле в бизнесе,  продающим бутилированную  воду. Просто любопытно. Да и интересно читать ваши  комментарии. Пишите их.

1.  Книга «Благонадежность и лояльность персонала», К. Харский

2. Или обманывая доверие, или внушая доверие…

3. Имеются в виду не хитрые приемчики, типа «Народное IPO», а настоящее и заслуженное доверие.

Комментарии

6
  • Анна
    Дома пью воду из-под крана, но пропущенную через фильтр-кувшин. В офисе-бутилированную...Привезли сертификаты и сан-гигиен. заключение...а на самом деле откуда она - не проверить....Так что приходится верить людям...Как жить-то тогда, всего бояться?
  • Харский Константин
    Спасибо, леди Анна из Петербурга, что не пожелали быть Анонимом. Верить можно если знаешь приоритеты и они (приоритеты) человечноориентированы. Мы знаем, что слишком часто приоритеты компаний такие, будто и компании ведут войну со своими клиентами.

    Нам (клиентам) следует становиться привередливыми. Если нас, привередливых клиентов будет много - бизнес будут вынужден измениться. Ничто другое не поможет, как мне наблюдается.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Интересные материалы

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России