Налоговые проверки

ФНС и МВД: вместе веселее! (Про совместные проверки)

Ни для кого не является секретом, что налоговый орган, проводящий выездные налоговые проверки, вправе включить в состав проверяющей группы сотрудников внутренних дел (далее будем их называть сотрудниками Управления по налоговым преступлениям (УНП).

Кому надо знать: собственнику, руководителю, юристу

Ни для кого не является секретом, что налоговый орган, проводящий выездные налоговые проверки, вправе включить в состав проверяющей группы сотрудников внутренних дел (далее будем их называть сотрудниками Управления по налоговым преступлениям (УНП).

Делается это, прежде всего, по двум причинам: во-первых, проведение проверки может представлять угрозу жизни или здоровью специалистам налогового органа, и, во-вторых, участие сотрудника УНП требуется для осуществления последним конкретных оперативно-розыскных действий. Последние вариант, как вы понимаете, встречается чаще.

Для того, чтобы упорядочить отношения ФНС и МВД в ходе проведения совместных проверок, не так давно указанными ведомствами был разработан приказ ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений". Указанным документом были утверждены три инструкции, посвященные кооперации структур в ходе выездной налоговой проверки, а также передаче материалов из органов внутренних дел налоговикам, и, наоборот, из налоговых инспекций в подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями.

Далее остановимся на отдельных положениях указанных инструкций, на которые стоит обратить внимание проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю, и сделаем это в форме ответов на вопросы налогоплательщика, в офис к которому уже «постучались» или собираются это сделать работники ФНС и УНП.

Итак, начнем.

Как узнать, что в налоговой проверке будут принимать участие оперативники УНП?

Посмотрите решение о назначении выездной налоговой проверки, в котором должен быть отражен состав проверяющей группы. Однако не стоит расслабляться и в том случае, если в решении о назначении проверки вы не увидели имен работников милиции, поскольку пока проверка не окончена, в решение всегда можно внести изменения относительно персонального состава ревизоров.

Конечно, более оперативно о появлении милиции можно попытаться узнать из такого документа налоговой инспекции, как запрос об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке, однако, как вы понимаете, данное обращение является внутренним документом налогового органа, знакомить налогоплательщика с содержанием которого у проверяющих нет обязанности.

Что послужило причиной привлечения сотрудников УНП к проведению налоговой проверки?

Всем, конечно же, хотелось бы узнать об истинных причинах появления оперативников в ваших стенах, но из уже названного выше запроса об участии органа внутренних дел Вам удастся выяснить лишь формальное объяснение визита УНП. Тем не менее, анализ запроса будет особо полезен, если налоговая инспекция запросила помощи УНП, располагая информацией о предполагаемом налоговом правонарушении. Суть же данного нарушения (форма, характер, содержание) должна быть описана в запросе.

Чем руководствуются сотрудники УНП при проведении совместной проверки?

Прежде всего Законом РФ «О милиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Предполагаемый ход совместных проверочных действий. Как о нем узнать?

К сожалению, легально получить данную информацию не представляется возможным. Однако результат планирования контрольных мероприятий должен найти свое отражение в протоколе заседания рабочего совещания сотрудников ФНС и УНП, а также в аналитической схеме выявления нарушения налогоплательщиком, о котором у проверяющих имеется соответствующая информация.

Каким образом УНП узнает о результатах выездной налоговой проверки?

Налоговая инспекция обязана передать (направить) в УНП третий экземпляр акта выездной проверки и решения, вынесенного по ее результатам.

Могут ли попасть материалы налоговой проверки в УНП, если работники последнего не принимали участия в проверке?

Во-первых, никогда нельзя исключать поступления информации из налогового органа по неофициальным каналам.

А, во-вторых, если налоговой инспекций проведена не просто проверка, а такая, которая дает основания предполагать, что налогоплательщик совершил налоговое преступление, и последний в течение 2 месяцев после того, как окончился срок добровольной уплаты начисленных ему налогов, не погасил недоимку или сделал это частично, да так, что неуплаченная сумма налоговой задолженности достаточна для возбуждения уголовного дел, то налоговики просто обязаны передать материалы проверки в УНП для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Могут ли быть материалы налоговой проверки доступны для сотрудника УНП до того, как будут официально переданы налоговым органом?

Да, причем для этого предусматривается специальная процедура предварительного ознакомления сотрудника УНП с материалами налоговой проверки, которые содержат в действиях руководителей проверенного (проверяемого) налогоплательщика признаки преступления.

Необходимо отметить, что по результатам ознакомления с материалами проверки оперативник УНП вправе дать проверяющим рекомендации по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы. По нашему мнению, данные рекомендации, как правило, будут реализовываться только в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Может ли налоговая проверка быть инициирована подразделением УНП?

Конечно же. Причем не только выездная налоговая проверка, но и камеральная. Для этого со стороны УНП лишь требуется выявить обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, а полномочия у налоговых органов достаточно большие. Причем отказать налоговая инспекция в проведении проверки имеет право лишь в таких случаях, как наличие уже проведенной проверки за предлагаемый УНП период, выход предлагаемого к проверке периода за пределы трехгодичного периода, за который может быть проведена проверка.

Как видим, приказ ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. внес определенную ясность в отношения УНП и ФНС, сделал более прозрачным большинство ранее скрытых для налогоплательщика процедурных моментов, а, значит, вооружил последнего действенными инструментами для защиты своих прав.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию