Экономика России

Настоящий лоукост, Или открытое письмо г-ну Пайну, руководителю авиакомпании Avianova

В одном из своих интервью Эндрю Пайн, руководитель нового российского дискаунтера Avianova, безапелляционно заявил, что раньше лоукост перевозчика в России не существовало. Хочется спросить господина Пайна, он забыл про «Скай Экспресс» случайно или намеренно?
Настоящий лоукост, Или открытое письмо г-ну Пайну, руководителю авиакомпании Avianova
На фото Виталий Коренюгин, руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс»

В одном из своих интервью Эндрю Пайн, руководитель нового российского дискаунтера Avianova, безапелляционно заявил, что раньше лоукост перевозчика в России не существовало. Хочется спросить господина Пайна, он забыл про «Скай Экспресс» случайно или намеренно?

Если случайно, то, как говорится, и на старуху бывает проруха. Ну, а если намеренно, то позволю себе напомнить об истории развития сегмента лоукост перевозок в России, хотя бы в общих чертах. Первый низкобюджетный российский авиаперевозчик «Скай Экспресс» начал свою работу в январе 2007 года, а сейчас, спустя всего три года, компания включена в рейтинг 70 крупнейших бюджетных авиакомпаний и вошла в 30-ку лучших по финансовым показателям.

Если этого мало для того, чтобы освежить память господина Пайна, можно пройтись более детально по основным и не очень характеристикам настоящего лоукоста. Начнем с простого - с самолетов. Как и в вашей авиакомпании, г-н Пайн, конфигурация салонов воздушных судов «Скай Экспресс» в так называемой экономической компоновке, т.е. отсутствует бизнес-класс, а максимальная вместимость по креслам - в соответствии с типом самолета. В обеих компаниях питание не включено в стоимость перелета. Причем даже поставщик у наших компаний один и тот же – Скай Фуд -  компания, которая выросла на рынке ботового питания именно благодаря появлению первого лоукоста - «Скай Экспресс». Правда, по качеству и ассортименту питание в Avianova несколько уступает нашему, но ассортимент ведь дело - наживное.

Продолжим? Тарифы. О, это отдельная и очень большая тема, о которую уже много копий сломано, особенно последний год, в разгар финансового кризиса. Напомню, что еще год назад тарифы «Скай Экспресс» были дешевле всех, во всяком случае, если придерживаться общих принципов – покупаешь раньше, получаешь дешевле. А легендарный тариф - 500 рублей со всеми сборами - стал визитной карточкой авиакомпании и работает даже сейчас.

Мне могут возразить, что в настоящее время «Скай Экспресс» уже не самая выгодная по тарифам компания. И я, пожалуй, соглашусь и обращу внимание на самых низкотарифных перевозчиков на сегодняшний день – «Авиалинии Кубани» и «Аэрофлот»! Непривычно, да? Причем, если первый дешевле всех на направлении Москва-Санкт-Петербург при топливной эффективности ЯК42 гораздо худшей, чем Боинг 737, то "Аэрофлот" уже дешевле многих на направлениях, где летают именно низкобюджетные перевозчики, такие как Avianova и «Скай Экспресс».

Конечно, цели у всех названных компаний разные - отсюда и разные тарифы. Если ваша компания, г-н Пайн, и «Авиалинии Кубани» пытаются войти на рынок за счет более выгодного предложения, то «Аэрофлот» просто пытается выдавить других перевозчиков за счет более низких тарифов и масштабности своего бизнеса, остаться монополистом и взвинтить цены, как это происходит на большинстве монопольных международных направлений.

Далее - дополнительные услуги. Уж эта категория и вовсе не должна вызывать каких-либо сомнений в том, что «Скай Экспресс» - низкобюджетный перевозчик. Все, что не включено в стоимость билета, можно приобрести отдельно – заказать питание, страховку, отель, автомобиль, дополнительный багаж. Не эту ли философию использует Avianova, взимая за любую услугу от 100 до 800 рублей?

Ну, что, достаточно аргументов? Пока нет четко устоявшегося понятия «низкобюджетный перевозчик» из-за большого разнообразия таких компаний, развивающихся с учетом национальных и регуляторных особенностей авиационных рынков. А некоторые аналитики, то ли по незнанию, то ли по причине неверного перевода называют подобные авиакомпании низкотарифными, что в корне неверно. Хочется все-таки разъяснить некоторые тонкости перевода и характеристики так называемого лоукоста. В первую очередь cost - это расходы или затраты на единицу продукции. В авиации стоимость кресло-километра - это реальный сравнительный показатель, складывающийся из прямых и дополнительных расходов, эффективности техники и количества кресел на одном рейсе. Надо, как обычно, различать причину и следствие, где причина - это затраты и себестоимость, а следствие - уже низкие тарифы. Так вот, с точки зрения затрат наша компания, на мой взгляд, сегодня наилучший пример, как надо экономить.

Тарифы «Скай Экспресс» являются отображением реальной себестоимости в отрасли с минимально допустимой маржинальностью, реально выводящие авиакомпанию в устойчивое финансовое состояние  в противовес популистским и временно действующим тарифам демпингового свойства других перевозчиков. В подтверждение сокращения расходов приведу только один пример. Все наши сотрудники, в том числе экипажи воздушных судов, самостоятельно добираются на работу в аэропорт и офис, чего нельзя сказать об Avianova, неоправданно тратящей немалые деньги на развоз экипажей. Спрашивается, как же вы работаете с себестоимостью, г-н Пайн, и у кого в таком случае настоящий лоукост и есть ли еще один лоукостер в России? Ответ, я думаю, очевиден.

Комментарии

2
  • VasilisaV
    Забавно... чувствую себя воволеченной в рекламные бои... и невольно сомневаюсь в достоверности комментов...
  • mangust4
    зря стараетесь Юрий, так как товарисч Коренюгин вряд ли сюда заглядывает. Вам бы в общество по защите прав потребителей обратиться надо. Вон как старушке помогли, глядишь и Вам чего помогут у Коренюгина отбить: http://www.klerk.ru/law/articles/163874/