Отраслевой учет

Обслуживание внутридомового газового оборудования

Газоснабжение является одним из видов коммунальных услуг, и в настоящее время трудно представить жизнь без газа. Но нужно помнить о том, что газ – источник повышенной опасности, газоснабжение жилого дома зачастую сопряжено с авариями, в том числе и с человеческими жертвами.

Газоснабжение является одним из видов коммунальных услуг, и в настоящее время трудно представить жизнь без газа. Но нужно помнить о том, что газ – источник повышенной опасности, газоснабжение жилого дома зачастую сопряжено с авариями, в том числе и с человеческими жертвами.

Причинами аварий являются, как правило, ненадлежащая эксплуатация газового оборудования или его неудовлетворительное состояние. В настоящее время вопрос безопасной эксплуатации газового оборудования стоит очень остро, совершенствование законодательства в данной сфере идет полным ходом. Подробности – в статье.

Развитие законодательства об эксплуатации газового оборудования

В советское время содержанием газового оборудования в целом занимались газораспределительные организации.

В 1993 году началось акционирование газовых хозяйств (см. Распоряжение Госкомимущества РФ от 30.04.1993 №765‑р «О приватизации предприятий газового хозяйства РФ»). При этом приватизации подлежали только распределительные газопроводы, а внутридомовое газовое оборудование (далее – ВДГО) никому не было передано на баланс, то есть фактически оказалось бесхозным. Тем не менее газораспределительные организации продолжили следить за техническим состоянием ВДГО, поскольку в тариф на газ для населения были включены затраты на его обслуживание. В условиях тяжелой экономической ситуации
90‑х годов не могло быть и речи о плановой замене изношенных внутридомовых газовых сетей и газового оборудования.

Позднее в Федеральном законе от 21.07.1997 №116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газовое оборудование жилых зданий не было включено в перечень опасных производственных объектов. Кроме того, в 2003 году были введены в действие Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 №9, в п. 1.1.5 которых указано, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий. Таким образом, в отношении безопасной эксплуатации ВДГО настал полный правовой вакуум.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, организации – балансодержатели жилого фонда обязаны заключать договоры технического обслуживания ВДГО со специализированными организациями (п. 5.5.6). Тем не менее большинство муниципалитетов отказались заключать данные договоры, ссылаясь на дефицит бюджетных средств.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005) функции обеспечения конечных потребителей газом были переданы ТСЖ и управляющим компаниям, которые нередко из экономии нанимают для обслуживания ВДГО фирмы, не располагающие ни опытом, ни компетентным персоналом, ни необходимым оборудованием.

Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта ВДГО специализированной организацией (п. 95). При этом предусмотрено, что в случае расторжения (прекращения) потребителем договора о содержании и ремонте ВДГО допускается приостановление подачи газа (п. 97).

Многочисленные аварии, спровоцированные в том числе пробелами в законодательстве об эксплуатации газового оборудования, привели к принятию еще одного нормативного правового акта – Правил поставки газа[1], которые регулируют отношения между поставщиками и потребителями газа.

Основные понятия Правил поставки газа

В соответствии с п. 3 Правил поставки газа ВДГО – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Сторонами договора поставки газа признаются поставщик газа и абонент.

Поставщик газа – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.

Абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Подобная схема договорных отношений по поставке газа полностью совпадает с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг потребителям (пп. «в» п. 49).

Правила поставки газа дают также определение понятию «специализированная организация» – это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Порядок заключения договора поставки газа

Для заключения договора ТСЖ или иная организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, должны направить в газоснабжающую организацию оферту (заявку на заключение договора) (п. 7 Правил поставки газа).

Сведения, которые обязательно указываются в оферте, перечислены в п. 8 Правил поставки газа. Так, необходимо обозначить, что предполагается газоснабжение многоквартирного дома, состоящего из жилых и нежилых помещений с такой‑то площадью, таким‑то количеством собственников. Также нужно назвать виды потребления газа, состав газоиспользующего оборудования, привести сведения о приборе учета газа (если таковой имеется на вводе в дом); информацию о гражданах, имеющих льготы и иные меры социальной поддержки по оплате газа; реквизиты акта об определении границ раздела собственности.

Кроме того, к оферте должны быть приложены:

– заверенные копии учредительных документов;

– доверенность представителя или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (например, устав для председателя правления ТСЖ);

– документы, подтверждающие размеры общей площади помещений в доме (технический паспорт);

– документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в доме (справки);

– документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав ВДГО, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям;

– документы, связанные с прибором учета газа на вводе в дом;

– копия договора о техобслуживании ВДГО;

– документы, подтверждающие предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате газа;

– копия акта об определении границы раздела собственности.

В течение месяца газоснабжающая организация рассматривает оферту заявителя и принимает решение (п. 11 Правил поставки газа). Поставщик газа вправе отказать в заключении договора по основаниям, названным в п. 13 рассматриваемого документа:

– отсутствие у заявителя ВДГО, а именно газопровода, газоиспользующего оборудования или приборов учета газа[2];

– отсутствие у заявителя договора о техобслуживании ВДГО;

– отсутствие у поставщика технической возможности подачи газа;

– представление не всех документов либо недостоверных сведений.

Договор заключается на неопределенный срок (п. 14 Правил поставки газа). В случае отказа от заключения договора газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление.

Договор техобслуживания ВДГО

Правила поставки газа исключают возможность заключения договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО. Как было отмечено ранее, к оферте, направляемой газоснабжающей организации, следует приложить копию договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, а отсутствие договора об обслуживании ВДГО является одним из оснований для отказа в заключении договора поставки газа (пп. «к» п. 9 и пп. «б» п. 13 Правил поставки газа).

Напомним, что Правила предоставления коммунальных услуг возлагают на исполнителя коммунальных услуг обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем. И в этом смысле Правила поставки газа нововведений не содержат. Тем не менее представляется, что, руководствуясь лишь Правилами предоставления коммунальных услуг, газоснабжающие организации ранее не могли отказать управляющим организациям и ТСЖ в поставке газа. Именно поэтому только с выходом в свет Правил поставки газа организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, «засуетились» и в срочном порядке стали заключать договоры со специализированными организациями.

Ключевую роль играет повышенная опасность ВДГО. Отсутствие договоров о содержании и ремонте газового оборудования создает угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства, так как возникновение аварийной ситуации в системе ВДГО может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери.

Стороны договора

Договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении заключается между абонентом и специализированной организацией. В определении понятия специализированной организации содержится указание на то, что она должна быть допущена к осуществлению деятельности в установленном законом РФ порядке. Однако такой порядок не утвержден (п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 №549 возлагает на Министерство регионального развития РФ обязанность утвердить порядок содержания и ремонта ВДГО[3]). Лицензирование деятельности по техобслуживанию и ремонту ВДГО было отменено в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 №128‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вместе с тем согласно п. 3 Правил поставки газа под специализированной организацией понимается газораспределительная организация. В свою очередь, в силу пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 №317, газораспределительная организация осуществляет эксплуатацию газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям (собственник газораспределительной системы или лицо, заключившее с собственником договор на ее эксплуатацию).

Что касается абонента, под ним понимается исполнитель коммунальных услуг, в обязанности которого входит заключение договора поставки газа. Отметим, что гражданин может вступать в договорные отношения со специализированной организацией только в том случае, если речь идет об обслуживании ВДГО индивидуального жилого дома. Даже если собственники помещений в многоквартирном доме избрали непосредственное управление, договор о техобслуживании ВДГО должен быть заключен от имени всех собственников. Заключение договора о содержании и ремонте части общего имущества в доме каждым собственником не представляется возможным.

Условия договора

Ясность в обозначенный вопрос должен внести порядок содержания и ремонта ВДГО, обязанность утвердить который возложена на Минрегион РФ. Учитывая, что техобслуживание ВДГО направлено на обеспечение безопасности и предотвращение аварий, представляется, что в договоре должны быть установлены разумные сроки осмотра ВДГО.

Исходя из содержания Правил поставки газа специализированная организация:

– должна иметь аварийно-диспетчерскую службу или заключить договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы (п. 3);

– должна производить демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта (п. 29);

– вправе давать заключения о состоянии ВДГО (пп. «в» п. 47);

– может принимать участие в проведении проверки (п. 57).

Взаимоотношения сторон по договору техобслуживания газового оборудования осложняются тем, что к ВДГО относится как оборудование, являющееся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, так и имущество, находящееся непосредственно в квартире граждан. Как быть, например, если собственник не допускает сотрудников специализированной организации в жилое помещение для проверки состояния газоиспользующего оборудования и приборов учета? Ответственности граждан не предусмотрено, поэтому остается лишь уповать на их сознательность.

Порядок заключения договора

Законодательство не предусматривает каких‑либо особенностей заключения рассматриваемого договора. Представляется, абонент должен обратиться в специализированную организацию с заявкой, предоставить сведения, необходимые контрагенту, и подписать договор на определенный срок.

Какие меры должны предпринять ТСЖ и УО до подписания договора со специализированной организацией? В первую очередь встает вопрос: спрашивать ли согласия жильцов на общем собрании?

Выбирая тот или иной способ управления домом, собственники помещений в доме оказывают доверие ТСЖ либо управляющей организации. При этом товарищество и управляющая компания вправе самостоятельно определять, каким образом осуществлять управление домом (например, с каким подрядчиком заключать договор). Следовательно, согласие общего собрания на заключение конкретного договора не требуется.

Исполнение обязательств по договору техобслуживания ВДГО и аварийно-диспетчерского обеспечения связано с определенными затратами (оплата услуг по договору). При любом способе управления эта сумма уплачивается собственниками помещений в доме. По смыслу жилищного законодательства расходы на содержание и ремонт общего имущества в доме должны быть согласованы с собственниками. Таким образом, для легитимности сбора с жильцов сумм в счет оплаты услуг специализированной организации расходы, связанные с заключением и исполнением рассматриваемого договора, должны быть утверждены на общем собрании.

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, кто не принимал участия в голосовании (или голосовал против). Это значит, что в случае одобрения на общем собрании расходов на исполнение договора техобслуживания ВДГО все собственники вне зависимости от своей воли должны будут нести данные расходы.

Куда включить возникшие расходы?

Цена договора техобслуживания ВДГО является ключевым условием. Не нужно много говорить о том, что увеличение платы за газоснабжение за счет прибавления к плате за газ платы за обслуживание газового оборудования может вызвать негативную реакцию у собственников, и без того обремененных коммунальными платежами. Кроме того, отсутствуют основания для включения стоимости технического обслуживания в структуру розничной цены на газ (см. Информационное письмо ФСТ РФ от 23.06.2005 №СН-3765/9).

Обслуживание ВДГО, несомненно, входит в состав услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, заключение договора со специализированной организацией повлечет за собой увеличение сумм по этой строке платежного документа. Рост расходов в данном случае должен быть санкционирован общим собранием собственников.

Не запрещено и включение в квитанцию новой строки «Обслуживание ВДГО». Более того, в случае заключения договора техобслуживания ВДГО по исключительной инициативе ТСЖ или УО появление новой строчки в платежном документе представляется наиболее предпочтительным.

Заключать или не заключать?

Что делать, если большинство собственников против заключения договора и не желают оплачивать возникающие расходы?

В случае если управляющие организации и ТСЖ по своей инициативе заключают договор обслуживания ВДГО, они несут риск убытков из‑за того, что собственники не обязаны вносить им плату за обслуживание ВДГО в отсутствие специального решения общего собрания собственников (членов ТСЖ). При рассмотрении дела в судебном порядке товариществам и управляющим организациям следует обращать внимание суда на то, что поставка газа в многоквартирный дом исключена при отсутствии договора техобслуживания ВДГО.

В Постановлении ФАС ЗСО от 28.05.2009 №Ф04-3101/2009
(7364‑А46-31)
справедливо отмечено, что управляющая компания обязана заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО во избежание создания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Незаключение товариществом и управляющей организацией договора обслуживания ВДГО грозит административной ответственностью по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Санкция данной статьи предусматривает административный штраф для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. (Постановление ФАС ПО от 24.02.2009 №А12-15498/2008).

Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, следует провести разъяснительную работу, чтобы донести до собственников необходимость заключения договора со специализированными организациями в целях их же безопасности.

Новый акт – прежние проблемы

Отсутствие договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией, является одним из оснований прекращения подачи газа (пп. «е» п. 45 Правил поставки газа, пп. «б» п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг). А в случае прекращения поставки газа собственники помещений в доме вправе требовать от управляющих организаций исполнения их обязанностей в судебном порядке.

Надо сказать, что нормы, регулирующие порядок и условия приостановления исполнения договора, вступают в противоречие с нормами Правил предоставления коммунальных услуг, регулирующими порядок приостановления подачи газа.

Например, поставщик газа вправе приостановить исполнение обязательств по договору в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение трех расчетных периодов подряд (трех месяцев) (пп. «в» п. 45 Правил поставки газа), а исполнитель коммунальных услуг вправе прекратить подачу газа потребителям при наличии у потребителя задолженности по оплате услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы (пп. «а» п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг).

В очередной раз возвращаемся к вопросу о возможности применения Правил предоставления коммунальных услуг к отношениям между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Однозначного ответа нет[4]. На практике вопрос не разрешен, а в теории исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных, соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с ресурсоснабжающими организациями по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке (см. Письмо Минрегиона РФ от 13.02.2007 №2479‑РМ/07). Существующие трудности, вызванные конкуренцией норм, еще предстоит решить арбитрам.

* * *

В заключение хотелось бы отметить, что в сфере обслуживания газового оборудования грядут большие перемены. Предполагается вернуть госконтроль за состоянием оборудования. Деятельность специализированных организаций планируют сделать снова лицензируемой. Возможно, полномочия ТСЖ и УО в сфере обслуживания ВДГО будут ограничены. Специалисты предлагают также разделить бремя содержания ВДГО между собственниками помещений и государством. Быть или не быть таким изменениям – покажет время. Но уже сейчас можно констатировать, что газовое хозяйство нуждается в обновлении – как в физическом, так и в нормативном.

 

[1]   Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Добавим, что поставка газа для иных целей по‑прежнему регулируется Правилами поставки газа в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.

[2]   В случае когда заявка подана с целью приобретения газа для предоставления гражданам коммунальных услуг. В этой ситуации договор поставки газа заключается с каждым собственником отдельно.

[3]   На официальном сайте Минрегиона РФ в сети Интернет можно ознакомиться с проектом данного документа, а также с проектом Методических рекомендаций по применению Правил поставки газа.

[4]   См. статью «Подача коммунальных ресурсов: ограничение, прекращение», № 7, 2009.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

8
  • Елена

    и к чему эта статья?

  • Над. К

    А за чей счет должно обслуживаться это оборудование? Это ваше личное решение, что вы решили им не пользоваться. Но это общедомовое оборудование и бремя его обслуживания лежит на всех. За свою безопасность надо платить. Или хотите на воздух взлететь? ;)


  • Над. К

    Цитата:
    "За счет жильцов, которые пользуются газовым оборудованием. "

    Это замечтательное предложение. А демонтировать трубы в вашей квартире за чей счет? Устраивать обводку труб мимо вашей квартиры? Может еще остальные жильцы должны это оплачивать, просто потому, что вы решили не пользоваться газом?
    Я пока не вижу нарушений ваших прав. Вас не просят ведь оплачивать пользование газом в вашей квартире. Вы оплачиваете общедомовое имущество. Совершенно справедливою