Налоговые проверки

Рецепты жалоб от столичных налоговых

Недавно сотрудники налогового управления рассказали об основных ошибках, которые инспекторы допускают, оформляя результаты проверок. Эти сведения помогут бухгалтерам Москвы отменить решение инспекции без обращения в суд...

Недавно сотрудники налогового управления рассказали об основных ошибках, которые инспекторы допускают, оформляя результаты проверок. Эти сведения помогут бухгалтерам Москвы отменить решение инспекции без обращения в суд...

Не торопитесь судиться

Чтобы оспорить решение территориальной инспекции, фирме не потребуется составлять исковое заявление и взывать к справедливости арбитров. Обжаловать действия инспекторов можно и в столичном управлении налоговой службы. Отметим, что недавно ее специалисты обнародовали интересный документ, в котором проанализировали результаты рассмотрения жалоб на действия инспекторов за первое полугодие 2004 года (письмо от 15 октября 2004 г. № 11-24/66757).

Речь идет о жалобах, которые фирмы подают на постановления инспекторов о привлечении к административной ответственности. Новый документ столичного налогового управления демонстрирует что чаще всего не знают или забывают сотрудники инспекций и на что следует обращать внимание, когда постановление о наложении штрафа уже вынесено.

Например, оспорить решение инспекторов в московском управлении не составит труда, если проверяющие не выполнили требований по оформлению протокола об административных правонарушениях. Так в письме приведен пример, когда постановление инспекции в отношении предпринимателя было отменено из-за того, что в протоколе не было указано событие правонарушения.

Показателен и такой случай. Сотрудник автосервиса не пробил чек, но при этом кассовый аппарат был исправен, установлен и зарегистрирован по всем правилам. Инспекция попыталась привлечь к ответственности по статье 14.5 кодекса («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин») генерального директора фирмы. Однако в данном случае его вины никак не могло быть, поэтому сотрудники УМНС постановление отменили.

Еще чаще инспекторы ошибаются в указании события административного правонарушения. Например, они проверили пункт видеопроката и решили оштрафовать его за неприменение ККМ. При этом сотрудники инспекции сочли нарушением прием наличных денег в залог за видеокассеты без выдачи чека. Однако такая операция не является наличным денежным расчетом с населением, на что и указало столичное налоговое управление, аннулировав решение подчиненных.

Жалобы работают

О том, что ошибки инспекторов можно и нужно использовать, нам рассказал юрист консультационного центра «Налоги и право» Николай Рябов:

– На что в первую очередь должен обратить внимание бухгалтер, получив от инспектора протокол об административном правонарушении?

– Обязательно нужно проверить размер начисленного штрафа и срок привлечения к ответственности. Например, постановление по делу о неоприходовании наличных денег в кассу не может быть вынесено позже, чем по истечении двух месяцев со дня правонарушения. Это сказано в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях.

– Что будет, если инспекция не сделает этого?

– Если инспекторы нарушили этот срок или допустили другие нарушения – смело обжалуйте их решение. Причем для этого необязательно подавать заявление в суд. Многие споры решаются и в ином порядке. Для начала стоит указать на погрешности в работе проверяющих их непосредственному начальству, то есть руководителю инспекции. Если он не отреагировал на вашу жалобу, обращайтесь выше – в УМНС по г. Москве. Отмечу, что в этом году столичное налоговое управление уже неоднократно отменяло решения инспекций, вынесенные с нарушением закона. Поэтому жалобы остаются довольно эффективным методом борьбы с назойливыми контролерами.

Не платить вообще?!

Еще об одном секрете, который поможет не платить штраф, нам рассказал ведущий эксперт консалтинговой фирмы «Бухгалтерия и право» Виталий Кузнецов:

– Весь секрет в том, чтобы протокол по итогам проверки подписал не руководитель, а доверенное лицо. Им может быть юрист или налоговый консультант фирмы. Все вопросы по проверкам он возьмет на себя, сославшись на отсутствие директора или главного бухгалтера. Чтобы подписать протокол, полномочия работника должны быть подтверждены доверенностью. В документе нужно указать буквально следующее: «Доверенное лицо вправе представлять интересы фирмы при проведении налогового контроля независимо от его формы, а также времени и места его проведения». После того, как «доверенный» подпишет протокол о нарушении, фирма смело может отказаться уплачивать штраф. Поясню почему.

Проводя проверку, контролеры будут выяснять все, что связано с кассовым аппаратом: порядок и условия его регистрации и применения. Также они проверят, выдает ли кассир чеки. Однако все эти действия отнюдь не являются налоговым контролем. Это следует из статьи 82 Налогового кодекса.

По итогам проверки инспекторы составят протокол, который «доверенный» подпишет, фактически не имея на это права. Тем самым контролеры нарушат требования статьи 28.2 «Протокол об административном правонарушении» КоАП. Она гласит, что подписывать его может законный представитель организации. Сотрудник же, который уполномочен представлять фирму во время налогового контроля, таковым не является. А значит, документ, свидетельствующий о факте нарушения, составлен неправильно. Поэтому за это нарушение нельзя оштрафовать.

Мнение

Глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия» и автор популярной книги «Годовой отчет-2004» Владимир Мещеряков рассказал о нюансах, которые нужно учесть, составляя жалобу.

– Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, в чем суть административного обжалования действий инспекторов?

– Как правило, фирма направляет такую жалобу не в суд, а вышестоящему чиновнику или в вышестоящее подразделение. При этом вам не придется нести дополнительные расходы: оплачивать государственную пошлину или платить за услуги юристов. Кроме того, вы узнаете позицию вышестоящей инстанции. Это позволит вам лучше подготовиться к судебному заседанию в том случае, если результат будет отрицательным.

Однако такому виду обжалования присущи некоторые недостатки. Дело в том, что спор рассматривает только одна из конфликтующих сторон. Поэтому, как правило, жалоба не приносит положительных результатов. Руководителю проверяющих удобнее действовать не по закону, а руководствуясь приказами вышестоящих инстанций. Но такие документы часто противоречат законам. Если руководитель не выполнит приказ, он рискует лишиться кресла. А если будет действовать согласно инструкции, но проиграет дело в суде, то виноват будет уже не он, а те, кто придумал эти инструкции. Именно поэтому руководитель будет действовать так, как написано в инструкциях, даже если это противоречит закону. Тем не менее жаловаться нужно. Как показывает практика, того, кто жалуется, проверяют меньше.

Борис ДОЛГОВ

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №12 2004 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию