Юрист или бухгалтер? Перерегистрации ООО посвящается…

Моя подруга – главбух. Видя, как она, проклиная все на свете, мечется между сдачей отчетности и подготовкой документов на внесение изменений в учредительные документы ООО, я вспомнила спор, невольно подслушанный мною когда-то в очереди к заветному окошечку в налоговой. В споре сцепились аккуратно одетая дама бальзаковского возраста и шустрый молодой человек с кожаной папкой в руках.

Моя подруга – главбух. Видя, как она, проклиная все на свете, мечется между сдачей отчетности и подготовкой документов на внесение изменений в учредительные документы ООО, я вспомнила спор, невольно подслушанный мною когда-то в очереди к заветному окошечку в налоговой. В споре сцепились аккуратно одетая дама бальзаковского возраста и шустрый молодой человек с кожаной папкой в руках.

Началось все вполне невинно: молодой человек без очереди протиснулся к окошку и с видом давнего знакомого начал рассыпаться в комплиментах налоговичке, потихоньку пододвигая к ней солидную пачку документов. Налоговичка улыбалась, розовела и стреляла глазками. Идиллию нарушила уже упомянутая дама бальзаковского возраста, заявив, что она человек занятой и уж точно не собирается стоять здесь и ждать, когда голубки наворкуются. Очередь весьма активно ее поддержала, после чего налоговичка сразу обрела деловой вид и попросила молодого человека «подождать минут пять», пока она освободится.

Получив от ворот поворот и утратив веселое расположение духа, молодой человек отошел в сторонку. Но покидать поле боя не собирался: было видно, что он жаждет взять реванш. Начал он с общих замечаний, вроде «главбух – это диагноз». Поскольку его бурчание не было услышано, молодой человек перешел к решительным действиям и начал рассуждать на предмет того, что «сапоги должен тачать сапожник» и что из-за таких вот главбухов, считающих себя достаточно квалифицированными, чтобы заниматься учредительными документами, у фирм и их учредителей бывает куча проблем, которые приходится разгребать профессионалам-юристам. После этой фразы терпение у дамы лопнуло, и молодой человек узнал много интересного о фирмах, занимающихся регистрацией организаций в целом, и молодых неучах, находящихся у них на побегушках, в частности.

Я вспоминала этот случай, работая главбухом, каждый раз, когда директор просил меня подготовить учредительные документы или заполнить очередную форму. Кто прав в этом споре и чьи это функции?

Кому доверить составление документов на госрегистрацию каждый директор решает для себя сам. У кого-то есть в штате юрист, кто-то обращается в спецфирму, есть и такие, кто занимается этим самостоятельно. Бывают и совсем экзотичные случаи. В моей практике был один директор, который поручал подобные вопросы секретарю. Но все-таки наиболее распространенный вариант решения проблемы – поручить все главбуху, он справится!

С одной стороны, главбух, как правило, помимо налогового неплохо ориентируется и в гражданском законодательстве: профессия обязывает. И, взяв из Инета «рыбу», вполне можно подготовить уставные документы небольшой фирмы. Я уже молчу о разных заявлениях. Не знаю, как в других налоговых, но в моей инспекторы вполне доходчиво разъясняют все нюансы заполнения документов. Поэтому нельзя сказать, что регистрация или перерегистрация небольшого ООО настолько сложное дело, чтобы при отсутствии в штате юриста обращаться к фирме, предоставляющей подобные услуги.

Но совсем иная ситуация возникает, «когда в товарищах согласья нет». Не раз я была свидетелем того, что вроде бы изначально партнерские отношения учредителей перерастали в откровенно враждебные, как только бизнес начинал приносить первые плоды. И тогда любое слово в уставе может оказаться фатальным для какой-то из сторон. Казалось бы только исходя из этих соображений, следует обратиться к специалистам для составления учредительных документов или внесения изменений в них.

Однако и здесь есть подводные камни, особенно сейчас, когда перерегистрация идет полным ходом и дело поставлено на конвейер. К сожалению, нередки случаи, когда уровень профессионализма  этих фирм оставляет желать лучшего. Наверно, исходя из этих соображений, многие директора и доверяют более своим главбухам (которых если что и депремировать можно, и уволить), нежели специалистам фирм, занимающихся регистрацией. Кроме того, нельзя не учитывать и банальное желание руководства сэкономить. Ведь услуги подобных контор все-таки стоят денег. А главбух – вот он, уже получает зарплату. Так пусть ее и отрабатывает.

Вот и приходится скромным труженикам 1С и гроссбухов осваивать новые для себя сферы, навлекая на себя негодование профессионалов этого рынка. Что же дальше и каковы пределы должностных обязанностей главного бухгалтера? Чем занимаетесь на работе вы, кроме собственно работы?

По вашему мнению, кто должен заниматься перерегистрацией ООО?

Проголосовали 158 человек

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

39
  • бух2007
    ИМХО-должен юрист. Но делает бухгалтер.(((
  • Софья Владимировна
    Главбухи очень часто сами виноваты в том, что их используют в качестве кадровиков, юристов, курьеров, секретарей и еще много кого (зависит от степени жадности хозяев). Надо поактивней пресекать все поползновения руководства взвалить на главбуха любую мыслимую работу, В итоге ведь страдает основная работа. Бухгалтерский учет с налоговым (тоже бо-о-о-льшой вопрос, кто им должен заниматься) в настоящее время не самое простое.
  • Prickly
    А можно два вопроса: 1. Какой возраст в этой статье "бальзаковский" (напомню, что определение взялось из творчества Бальзака, где под этим возрастом у него были женщины после 30)? 2. "каждый раз, когда директор просил меня подготовить учредительные документы" - это сколько раз? И с чем связано?