Моя подруга – главбух. Видя, как она, проклиная все на свете, мечется между сдачей отчетности и подготовкой документов на внесение изменений в учредительные документы ООО, я вспомнила спор, невольно подслушанный мною когда-то в очереди к заветному окошечку в налоговой. В споре сцепились аккуратно одетая дама бальзаковского возраста и шустрый молодой человек с кожаной папкой в руках.
Началось все вполне невинно: молодой человек без очереди протиснулся к окошку и с видом давнего знакомого начал рассыпаться в комплиментах налоговичке, потихоньку пододвигая к ней солидную пачку документов. Налоговичка улыбалась, розовела и стреляла глазками. Идиллию нарушила уже упомянутая дама бальзаковского возраста, заявив, что она человек занятой и уж точно не собирается стоять здесь и ждать, когда голубки наворкуются. Очередь весьма активно ее поддержала, после чего налоговичка сразу обрела деловой вид и попросила молодого человека «подождать минут пять», пока она освободится.
Получив от ворот поворот и утратив веселое расположение духа, молодой человек отошел в сторонку. Но покидать поле боя не собирался: было видно, что он жаждет взять реванш. Начал он с общих замечаний, вроде «главбух – это диагноз». Поскольку его бурчание не было услышано, молодой человек перешел к решительным действиям и начал рассуждать на предмет того, что «сапоги должен тачать сапожник» и что из-за таких вот главбухов, считающих себя достаточно квалифицированными, чтобы заниматься учредительными документами, у фирм и их учредителей бывает куча проблем, которые приходится разгребать профессионалам-юристам. После этой фразы терпение у дамы лопнуло, и молодой человек узнал много интересного о фирмах, занимающихся регистрацией организаций в целом, и молодых неучах, находящихся у них на побегушках, в частности.
Я вспоминала этот случай, работая главбухом, каждый раз, когда директор просил меня подготовить учредительные документы или заполнить очередную форму. Кто прав в этом споре и чьи это функции?
Кому доверить составление документов на госрегистрацию каждый директор решает для себя сам. У кого-то есть в штате юрист, кто-то обращается в спецфирму, есть и такие, кто занимается этим самостоятельно. Бывают и совсем экзотичные случаи. В моей практике был один директор, который поручал подобные вопросы секретарю. Но все-таки наиболее распространенный вариант решения проблемы – поручить все главбуху, он справится!
С одной стороны, главбух, как правило, помимо налогового неплохо ориентируется и в гражданском законодательстве: профессия обязывает. И, взяв из Инета «рыбу», вполне можно подготовить уставные документы небольшой фирмы. Я уже молчу о разных заявлениях. Не знаю, как в других налоговых, но в моей инспекторы вполне доходчиво разъясняют все нюансы заполнения документов. Поэтому нельзя сказать, что регистрация или перерегистрация небольшого ООО настолько сложное дело, чтобы при отсутствии в штате юриста обращаться к фирме, предоставляющей подобные услуги.
Но совсем иная ситуация возникает, «когда в товарищах согласья нет». Не раз я была свидетелем того, что вроде бы изначально партнерские отношения учредителей перерастали в откровенно враждебные, как только бизнес начинал приносить первые плоды. И тогда любое слово в уставе может оказаться фатальным для какой-то из сторон. Казалось бы только исходя из этих соображений, следует обратиться к специалистам для составления учредительных документов или внесения изменений в них.
Однако и здесь есть подводные камни, особенно сейчас, когда перерегистрация идет полным ходом и дело поставлено на конвейер. К сожалению, нередки случаи, когда уровень профессионализма этих фирм оставляет желать лучшего. Наверно, исходя из этих соображений, многие директора и доверяют более своим главбухам (которых если что и депремировать можно, и уволить), нежели специалистам фирм, занимающихся регистрацией. Кроме того, нельзя не учитывать и банальное желание руководства сэкономить. Ведь услуги подобных контор все-таки стоят денег. А главбух – вот он, уже получает зарплату. Так пусть ее и отрабатывает.
Вот и приходится скромным труженикам 1С и гроссбухов осваивать новые для себя сферы, навлекая на себя негодование профессионалов этого рынка. Что же дальше и каковы пределы должностных обязанностей главного бухгалтера? Чем занимаетесь на работе вы, кроме собственно работы?
Комментарии
39