СУТЬ СПОРА
Туроператор забронировал туры по заявке индивидуального предпринимателя. Однако, потребовав с него оплату, туроператор получил отказ, что и явилось причиной его обращения с иском в арбитражный суд.
РЕШЕНИЕ СУДА
Однако суд отклонил требования туроператора. И вот почему.
Как указали арбитры, согласно закону о туризме, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом (иным заказчиком) или между турагентом и туристом (иным заказчиком). При этом договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей (ст. 10 Закона о туризме).
В данном случае туроператор представил заявку на бронирование, полученную от индивидуального предпринимателя, указав, что подробные сведения о маршрутах, сроках заездов и стоимости туров были представлены на сайте турфирмы в Интернете. Изучив эти материалы, суд пришел к выводу, что договорных отношений между туроператором и индивидуальным предпринимателем не было.
Суд также отклонил довод туроператора о том, что, бронируя по заявке предпринимателя номера в гостинице, он действовал в качестве агента. Суд указал, что право на совершение агентом юридических действий от имени принципала должно оформляться либо доверенностью, либо письменным договором, содержащим полномочия агента. В данном случае между сторонами договор не был заключен. Также туроператору как агенту не была выдана доверенность на совершение юридических действий от лица принципала (индивидуального предпринимателя).
Вывод суда был такой: туроператор не может требовать оплаты от заказчика, забронировавшего тур, если с ним не был заключен договор.
ВЫВОДЫ
Прежде чем бронировать туры в режиме он-лайн по заявке турагента, туроператору нужно заключить посреднический договор. Обычно срок действия таких договоров – один год. На этот период турагенту присваивают определенный номер, который является его паролем для входа в систему бронирования на сайте туроператора. В этом случае туроператор обезопасит себя от неплатежей со стороны турагента. Поскольку, забронировав тур для клиента, турагент будет обязан оплатить его, а в случае отказа – заплатить штраф.
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №11, ноябрь 2009 г.
Комментарии
2