Какие операции подлежат контролю
Основу правового механизма противодействия легализации доходов составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он предусматривает установление контроля в отношении операций, связанных с наличными и безналичными расчетами. Такие операции можно условно разделить на три группы.
ОПЕРАЦИИ НА ПРЕДЕЛЬНЫЕ СУММЫ
Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если ее сумма равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру операция относится к одному из видов, прямо поименованных в пункте 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ. Контролю подлежит и операция в иностранной валюте, если она эквивалентна такой сумме или больше. В частности, к контролируемым операциям отнесено получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 указанной статьи обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. (или в валюте, если эквивалентна указанной сумме в рублях).
СДЕЛКИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ
Контролю подлежат операции с денежными средствами или имуществом, которые совершают организация или физическое лицо, заподозренные в причастности к экстремистской деятельности или терроризму (п. 2 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
Однако здесь одного подозрения мало. Это должно подтверж-даться сведениями, полученными в установленном законом порядке. При этом порядок доведения до банков информации о подозрительных гражданах и организациях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 27.
СОМНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
У работников банка также могут возникнуть подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В таком случае банк на основании пункта 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ должен представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг. При этом не имеет значения, относятся или нет такие операции к указанным выше. Следует отметить, что Банк России ориентирует банки на выявление разного рода сомнительных операций, осуществляемых клиентами (см., например, письмо ЦБ РФ от 26 декабря 2005 г. № 161-Т).
Контроль формальный?
С точки зрения закона не имеет значения, что крестьянское хозяйство длительное время является клиентом банка. Это не освобождает банк от выполнения обязанностей по контролю.
Например, в информационном письме от 29 ноября 2002 г. № 2 ЦБ РФ указал, что никаких исключений в порядке представления сведений в уполномоченный орган нет. Это касается и случаев, когда операция клиента подлежит контролю, но, по мнению работников банка, имеет очевидный экономический смысл, не вызывает подозрений и не связана с отмыванием доходов.
В рассматриваемой ситуации речь идет о договорах, сумма которых явно меньше сумм, подлежащих контролю. По нашему мнению, такие сделки не соответствуют ни одному из критериев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ. Что касается внесения регулярных лизинговых платежей, то в информационном письме от 29 февраля 2008 г. № 13 ЦБ РФ указал, что обязательному контролю подлежат действия по предоставлению или получению предмета лизинга. А вот платежи, совершаемые в рамках такого договора, обязательному контролю не подлежат.
Таким образом, можно говорить, что в некоторых случаях банки идут по пути «перестраховки», запрашивая документы и в тех случаях, когда для этого отсутствуют формальные критерии.
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №11, ноябрь 2009 г.
Начать дискуссию