Право

Антимонопольный контроль ценообразования

Несмотря на то что ценообразование относится к компетенции самого предприятия, антимонопольная служба вправе проверить правомерность установления цен на выпускаемую продукцию. Могут ли наступить негативные последствия, если предприятие реализует одному из потребителей идентичную продукцию по цене ниже, чем другим покупателям? Ответ на вопрос – в нашей статье.
Защита конкуренции

Ряд положений, касающихся установления цен на товарных и финансовых рынках, содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

Так, пункт 1 статьи 10 этого Закона запрещает определенные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение. Данный запрет связан с тем, что результатом таких действий может быть недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов дру-гих лиц.

Среди запрещенных действий (бездействия) названы:
– установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
– экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Обратите внимание: под хозяйствующим субъектом, в частности, закон понимает коммерческую организацию, которая ведет деятельность, приносящую ей доход.

Монопольные цены на товары

Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о снижении цены для отдельных покупателей, то нужно определить, будет ли такое снижение нарушением законодательства.

По общему правилу монопольно низкой ценой товара является цена, которая установлена занимающим доминирующее положение предприятием, если эта цена:

– ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают предприятия, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком рынке;
– ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Не будет признана монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа организаций, не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке.

 

Контроль в сфере защиты конкуренции

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пункте 1 статьи 10 Закона о конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается изначально и не требует доказывания антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением законодательства, установив факт злоупотребления доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен), принимает меры, чтобы прекратить это нарушение и обеспечить условия конкуренции. А нарушителей привлекает к административной ответственности.

По результатам рассмотрения дела о таком нарушении, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 23 Закона о конкуренции вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении. Такое предписание он вынесет в том случае, если к нему с ходатайством обратилась организация, право которой нарушено или могло быть нарушено.

Если при рассмотрении дела выяснится, что предприятие заключило договоры с другими организациями на аналогичных условиях, то при отсутствии ходатайств этих организаций предприятие могут обязать направить своим контрагентам предложение об изменении или расторжении таких договоров. Такие выводы содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30.

Ответственность за нарушения

Законодательством предусмотрены меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНУ О КОНКУРЕНЦИИ

Антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства. Данная мера ответственности предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Закона о конкуренции.
Если нарушитель в указанный срок не исполнил предписание, то сумма дохода взыскивается в судебном порядке (п. 3 ст. 51 Закона о конкуренции).

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке ответственность установлена статьями 14.31 и 14.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Должностных лиц организаций наказывают штрафом в размере от 20 000 до 50 000 руб. либо дисквалифицируют на срок до трех лет.
Организацию оштрафуют в размере от 0,01 до 0,15 суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 руб. Если же сумма выручки от реализации товара превышает 75 процентов совокупного размера выручки от реализации всех товаров, то штраф составит от 0,003 до 0,03 суммы выручки, но не более 1/50 ее совокупного размера от реализации всех товаров и не менее 100 000 руб.

Если на основании законодательства организацию признают занимающей доминирующее положение с долей доминирования менее 35 процентов, то за злоупотребление таким положением на должностных лиц налагают штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб., а на организацию – от 300 000 до 1 млн руб.

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена и уголовная ответственность.

Ее применяют в случаях установления или поддержания монопольно высоких (низких) цен, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба (ст. 178 Уголовного кодекса РФ).

В данном случае применяют наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

Применение мер ответственности

Необходимо учитывать и порядок применения санкций за нарушения. На это указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июня 2008 г. № 30. Он отметил, что и взыскание дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения. Поэтому одновременно их применять нельзя.

Взыскать сумму дохода в бюджет можно только в том случае, если, исходя из допущенного нарушения, невозможно привлечь к административной ответственности из-за невозможности определения штрафа по правилам, установленным статьями 14.31–14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

КРИТЕРИИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯСогласно Закону о конкуренции, доминирующим признается положение организации (группы лиц) или нескольких организаций на рынке определенного товара, которое дает им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке или устранять с него другие организации, а также затруднять им доступ на такой рынок.

В частности, доминирующим признается положение организации, доля которой на рынке определенного товара:

– превышает 50 процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на такое превышение, положение организации на рынке не является доминирующим;
– составляет менее чем 50 процентов, если ее доминирующее положение установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли организации на товарном рынке, относительного размера долей на этом рынке, принадлежащих конкурентам, а также возможности доступа на этот рынок новых конкурентов. Либо исходя из иных критериев, характеризующих этот рынок.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №4, ноябрь 2009 г.

 

Начать дискуссию