Я маньяк. Сейчас спал часа два и видел во сне, как заново провожу сегодняшние уроки в восьмом и девятом классах, как не допускаю тех педагогических ошибок и ляпов, которые сам заметил, анализируя собственную работу. Блин, не хватало мне ещё во сне учебных часов.
Должен сказать, кстати, что всё постепенно устаканивается. К тому, что в восьмом классе надо по двадцать раз за урок строго напоминать, что нельзя ходить по классу во время урока, петь на уроке и слушать музыку в мобилах, я уже привык. Даже очень высокая плотность урока сама по себе не спасает от их стремления уличить хотя бы секунду на то, чтобы послушать музыку. Получив любую оценку, они начинают кричать, благодарить, ругаться, кидаться в ноги, махать руками, скандалить, танцевать, поэтому теперь я стал объявлять оценку только в конце урока. Правда, теперь они весь урок канючат, требуют, подсовывают под руку раскрытый дневник. Всё равно от этого меньше шума, чем от их эмоциональных всплесков после объявления оценки. Порасспрашивал других учителей, послушал их разговоры в учительской со стороны - подобное в этом классе у всех. Их классная говорит, что так, мол, и надо: вскочил имярек с места с криком десять раз за урок - десять раз терпеливо ему объяснить, почему так делать не следует. Нет времени объяснять - просто десять раз сказать, что нельзя. Это, конечно, утомляет, но я уже не воспринимаю это как конец света. Просто работа. По крайней мере, удалось добиться от них, чтобы они слушали, писали и даже в меру сил думали, пусть и с воплями и плясками.
Сложнее в девятом. Один пожилой учитель о восьмом говорит: "Они дикие совсем, но мне с ними больше нравится работать: они доброжелательные и простые, а наши (9-й класс, в котором большинство русских. - Прим. Д.Я.) - злые". Мне девятиклассники злыми не кажутся. Просто балбесы запредельные, но с ними в самом деле гораздо сложнее, чем с восьмым: многие из них давно уже забили на учёбу такой болт, что как-то расшевелить их ужасно трудно. По словам физика, работают они только на уроках своей классной и на химии, которую ведёт завуч. Потому что классную и завуча они по каким-то причинам боятся. Вчера и сегодня завуч, кстати, сидела на моих уроках в девятом. Благодаря этому я смог провести их, совершенно не отвлекаясь на дисциплину: она была почти идеальной. Эх, мне бы восьмую часть этой дисциплины каждый день - и от уроков толку было бы в разы больше, и уставал бы я в разы меньше.
А сейчас прихожу домой вечерами в полном раздрае - кашляю, сердце болит, после ужина (а то и до него) падаю замертво и сплю до утра без задних ног, особенно в дни, когда вечерняя школа. В эти дни прихожу в школу к четверти девятого утра и ухожу из неё в половине девятого вечера. Домой прихожу в десятом часу, а ведь надо ещё тетради проверять. Иногда физически не хватает сил. Ужасно тяжело, кстати, ходить на работу в такую рань. У меня ведь много лет рабочий день раньше десяти не начинался. Даже когда служил в штабе ЛенВО, я ходил на службу к половине девятого-к девяти. К пятнадцати минутам девятого я, по-моему, не ходил никуда никогда в жизни. Разве только изредка, во время авралов и завалов. Но школа - это сплошной аврал и завал, ей это состояние внутренне присуще. А в 8.15 у детей начинается зарядка. Совсем недавно вышло очередное распоряжение о её обязательности. Когда сам учился в школе, я этот утренний идиотизм принципиально саботировал: делать зарядку в той же одежде, в которой потом будешь весь день сидеть в классах, дико и глупо, от этого нет никакой пользы, вред один. Мало того, что в абсолютном большинстве наших школ нет душевых при спортзалах, так ещё эта зарядка... А теперь я сам вынужден открывать кабинет за 15 минут до начала первого урока и контролировать, чтобы дети активно махали руками и приседали среди тесно стоящих столов, рискуя убиться. Как-то воевать с этим нет никаких сил.
Зато огромное удовольствие наблюдать, как дети, ещё два месяца назад не различавшие "голос" и "волос", "лодчонка" и "волчонок", начинают довольно тонко оперировать суффиксами и нюансивными синонимами. Не все, правда, но всё равно.
Ну и вообще - очень много интересного, забавного, трогательного. Недавно, например, одна пятиклассница подошла и сказала: "Русский и литература - мои любимые уроки. На литературе я люблю читать, а на русском писать. У меня дома есть воо-от такая толстая книжка, «Гарри Поттер». Я её прочитаю, а потом напишу свою книжку".
Вот так вот.
Комментарии
21Я всегда считала, что наши дети лучше нас. В том бардаке, который сейчас творится у нас в стране, они пытаются на что-то надеяться, любить и еще нас с вами уважать.
а-а-а, но как-то в контексте предложения это не очень понятно. Я так прочитала, что учитель говорит о том классе,которому вместе с вами преподает, поэтому они "наши", т.е. ваши общие ))))