Каждый год газета «Учет, налоги, право» проводит практические конференции для бухгалтеров, где выступают представители налогового ведомства. На сей раз прошли лекции и. о. руководителя управления налогообложения прибыли (дохода) ФНС России Карен Оганян, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по Московской области Елена Юрасова и руководитель управления косвенных налогов ФНС России Надежда Чамкина.
Екатерина Алексеева, корреспондент журнала
О налоге на прибыль
Судя по тому, что к двум часам пятницы 12 ноября были забиты не только все места, но даже лестничные марши вместительного зала ДК «Меридиан», где проходила практическая конференция газеты «Учет, налоги, право», народ пришел именно «на Оганяна». Хотя ничего особо нового Карен Оганян, в общем-то, не сказал. То же сближение бухгалтерского и налогового учета, то же упорное нежелание отменять последний, те же поправки в главу 25, о которых говорится уже больше года.На этом фоне особенным изыском выглядел пассаж о грядущем введении МСФО. Его г-н Оганян в общем и целом одобряет для консолидированной отчетности, но не для индивидуальной отчетности юрлиц. Не совсем понятно, почему и. о. руководителя управления налогообложения прибыли (дохода) ФНС России вообще затронул эту тему. Видимо, наболело. Так вот, если кто хотел знать точку зрения Карена Оганяна на наше светлое будущее, он ее узнал. К введению МСФО главный человек в стране по прибыли относится отрицательно, потому как «это будет дополнительная нагрузка на предприятия». А посему, успокоил собравшихся Оганян, «в ближайшее время этого не будет и предприятия будут сдавать индивидуальную отчетность по российским стандартам».
Снискав таким образом доверие публики, Карен Оганян перешел к налоговому учету.Как признал Карен Иосифович, различия между бухгалтерским и налоговым учетом возникают уже на уровне первичной учетной документации. Проблемы вызывает порядок формирования стоимости учетных объектов и момент признания расходов. Именно поэтому, сделал парадоксальный вывод г-н Оганян, вернуться к расчету налогов на основании исключительно бухгалтерского учета, как было раньше, никак невозможно. Ведь в этом случае, удивил он народ еще больше, нагрузка на бухгалтерский аппарат вырастет в разы по сравнению с тем, что есть сейчас. Выхода нет, остается сближать налоговый учет с бухгалтерским.
Методы все те же. Во-первых, открытие закрытого перечня прямых расходов и возможность самостоятельно определять порядок их отнесения на готовую и незавершенную продукцию, например, согласно схеме, принятой в бухгалтерском учете. Правда, в случае чрезмерного полета творческой мысли налоговики обязательно проверят схему распределения расходов на предмет экономической целесообразности. Во-вторых, бухгалтерам торговых предприятий дадут большую свободу в порядке формирования первоначальной стоимости покупных товаров. Уплаченные таможенные пошлины можно будет отнести либо на расходы, как это принято в налоговом учете, либо на увеличение первоначальной стоимости, как это делается в бухгалтерском. Вот, собственно, и все сближение.
Прочие поправки в главу 25 НК РФ затрагивают учет неотделимых улучшений арендованного имущества, отдельные моменты реорганизации предприятий, порядок уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями и др. Кстати, все они, как и предложения по сближению учетов, уже приняты Госдумой в первом чтении.Изменения по аренде предусматривают, что амортизировать неотделимые улучшения арендованного имущества должен арендодатель, а у арендатора они относятся единовременно к вычету при соблюдении ряда ограничений и условий. Что касается реорганизации, то здесь головная боль налоговиков – отсутствие в действующем законодательстве порядка определения стоимости имущества, вносимого в уставный капитал принимающей стороны. То есть некий порядок, конечно, есть, прописанный в методичке: имущество должно учитываться по стоимости, отраженной в налоговом учете передающей стороны. Но свое мнение налоговики хотят закрепить законодательно. Если же имущество передает иностранная организация, у которой налогового учета нет и быть не может, она, как считает Оганян, должна будет подтвердить стоимость передаваемого имущества.
Вообще вопрос реорганизации оказался на удивление актуальным. Как выяснил для себя Карен Иосифович, в стране происходит множество слияний, поглощений, выделений и проч., то есть «хозяйственная жизнь кипит и бурлит». Плохо только, что норм, регулирующих налоговый учет всего этого кипения, в главе 25 НК РФ нет, кроме того, что при реорганизации не возникает ни доходов, ни расходов. А этого явно недостаточно. Как, например, учитывать стоимость распределяемых акций при выделении? Или амортизировать имущество, полученное в порядке правопреемства, и будет ли оно облагаться налогом? На все эти вопросы в законопроекте налоговики постарались дать ответ. Так, полученное при реорганизации имущество предлагается в состав доходов не включать и налогом не облагать. Амортизировать его, согласно предлагаемым поправкам, нужно будет в порядке, установленном предыдущим собственником. При конвертации акций у выделяющегося общества стоимость полученных ценных бумаг будет рассчитываться исходя из стоимости конвертируемых акций.Изменения по обособленным подазделениям затрагивают две статьи НК РФ: 288 и 275.1. Первые позволят в случае расположения нескольких подразделений в одном муниципалитете или субъекте Федерации исчислять и уплачивать налог одному подразделению за всех. Вторые решат проблему с налогоплательщиками, обособленные подразделения которых занимаются обслуживающим производством. А кроме того, из формулировки «налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения...» вообще предлагается исключить слово «обособленные», и тогда ни у кого не будет возникать никаких вопросов.Но пока что они есть в большом количестве, о чем свидетельствовал вал записок из зала. На самом деле, ответы на вопросы – кульминационная часть любого семинара. И хорошо, когда лектор подходит к этому с легкостью и чувством юмора, как Карен Иосифович. Он вообще коллекционирует эти самые записки, и на сей раз «улов» не подвел.
Первый же вопрос: какие документы нужно оформить, чтобы поездки на такси учесть в расходах по налогу на прибыль, развеселил лектора не на шутку, так, что он даже ответить забыл. Чем и как регламентируется частота камеральных проверок, тоже оказался «вопросом философским». Безусловно, г-н Оганян знает, чем и как сия процедура регламентируется по закону, а вот чем и как руководствуются инспекторы на местах – большой вопрос. Правда, выяснять, в какой инспекции состоит вопрошатель, г-н Оганян не стал, видимо, понадеявшись, что проблема вызвана налоговой отсталостью налогоплательщика, а не самоуправством инспектора.
Но были и вопросы, на которые Карен Оганян, надо отдать ему должное, отвечал совершенно серьезно. Например, вопрос о том, как определить стоимость основных средств, вносимых в уставный капитал учредителями-физлицами, не являющимися ПБОЮЛ. «Это смотря какое имущество. Если машина, то договором купли-продажи, в котором указано, за какую сумму ее приобрел учредитель. Если авторские права, надо посмотреть, исключительные они или нет, поскольку в качестве нематериальных активов признаются только права исключительные, и приглашать независимого оценщика», – ответил лектор.
Является ли стоимость товаров собственного производства, переданных безвозмездно в рекламных целях, расходами на рекламу, и уменьшают ли такие расходы налогооблагаемую базу? Ответ – да.
Передача учредителем наличных средств налогом не облагается, если только это безвозмездная передача средств тем, у кого свыше 50 процентов уставного капитала. Если же это не так и на самом деле имеет место быть оплата за товар, хоть подарком его учредителю от предприятия назови, то это, «конечно, очень тонкий ход, но со всеми вытекающими».
Предприятие возмещает разговоры сотрудникам по личным мобильным телефонам в размере энной суммы в месяц, каков должен быть необходимый минимум документов в целях налогового учета? Этот вопрос поставил г-на Оганяна в тупик. Можно, конечно, попробовать предоставить в качестве подтверждения и обоснования таких расходов расшифровки разговоров или списки номеров, по которым осуществлялись звонки, но... Карен Иосифович и сам понимает, что обосновать такие расходы очень сложно, и, если честно, точно не знает, как это сделать. Однако навстречу налогоплательщикам тем не менее не пошел. Не подтвердили – платите налог.Вот и с утверждением о том, что налоговики могут требовать «первичку» в ходе камеральной проверки, Оганян согласен, вопреки решениям судов. Более того, судиться по этому вопросу не советовал. Проиграете.
Зато вопрос «Если доходы организации равны расходам, значит, нет экономической обоснованности затрат и расходы нельзя учесть для уменьшений налогооблагаемой базы?» Карен Оганян оценил по достоинству. Если такая ситуация случилась единожды, ну, плохо организация сработала, ничего страшного. А вот если она постоянно работает на планово-убыточной основе, то «здесь уже нужно смотреть».
Об «упрощенке»
Совсем по-иному обстояли дела на лекции г-жи Юрасовой из налогового управления по Московской области. Народу было существенно меньше, что и понятно: «упрощенка» все ж не налог на прибыль, да и затевать диалога с залом Елена Анатольевна не захотела. Настойчивые просьбы из зала ответить-таки на вопросы она почему-то проигнорировала, правда, пообещала дать ответы на страницах изданий Издательского дома «Главбух».
Несмотря на столь неживое общение, кое-что из лекции Елены Юрасовой почерпнуть все-таки удалось. Правда, законность некоторых утверждений вызывает изрядные сомнения.
Так, например, не совсем понятно утверждение о том, что, если «упрощенец», дабы не потерять контрагентов, выделил в счете-фактуре НДС и уплатил его в бюджет, вычесть налог контрагент не может.
Кое-какие разъяснения были даны и по переходу на «упрощенку». Как разъяснила г-жа Юрасова, если вы переходите с общего режима налогообложения, то и выручку на соответствие лимиту в 11 млн рублей нужно считать по тому методу (кассовому или методу начисления), который вы применяли до перехода. При этом, по словам г-жи Юрасовой, нужно учесть, что строительные организации рассчитывают этот норматив с учетом стоимости субподрядных работ, а комиссионеры – с учетом транзитных денег.
Заявление о переходе на УСН или об утрате права на применение спецрежима нужно подавать по новым формам, утвержденным налоговиками, а вот форму уведомления о смене налогового объекта (в тот краткий период, пока его еще можно сменить, то есть до 20 декабря текущего года) опять забыли утвердить. Поэтому пишите, как получится.
Особое внимание обратила лектор на случаи, когда налогоплательщик теряет право на применение спецрежима в связи с превышением ряда нормативов. Два из них прописаны в кодексе – это стоимость основных средств и НМА и доход. А что если нарушили другие ограничения – по численности или долям учредителей? В этом случае кодекс молчит, а позиции налоговиков и Минфина расходятся. Фискалы считают, что вернуться на общий режим нужно с начала квартала, в котором произошло нарушение. Минфин придерживается более жесткой позиции и велит это делать с начала года. Проблему собираются решать законодательным путем, однако в какие сроки это будет сделано, не сообщили.
Зато в отношении списания в расходы стоимости основных средств, приобретенных в кредит, ситуация обратная. По словам г-жи Юрасовой, в Минфине считают, что стоимость целиком подлежит списанию в момент ввода основного средства в эксплуатацию. Ведь по кредиту деньги сразу поступают на расчетный счет и там не обособляются в качестве заемных средств. Налоговики придерживаются противоположной точки зрения: списывать можно по мере выплаты кредита. Если же речь идет о коммерческом кредите, отнести затраты на расходы можно только после его оплаты.
Налоговики предлагают и ряд позитивных поправок в законодательство. Например, увеличить порог для принудительного возврата на общий режим с 15 млн до 18,5 млн рублей, а также ежегодно корректировать этот показатель на величину инфляции. Плюс снять 25-процентное ограничение по участию в капитале другой организации. В качестве ложки дегтя предлагается запретить применять спецрежим участникам договоров простого товарищества и реорганизованным предприятиям.
А вот объект налогообложения «Доходы» с 2005 года никуда не исчезнет. Кроме того, под воздействием решений Президиума ВАС РФ, который разрешил сменить объект налогообложения ряду плательщиков, в ФНС рассматривается идея разрешить такую смену в массовом порядке тем, кто переходил на УСН с 2003 года. Именно тогда их права были нарушены действовавшим законодательством. Правда, сделать это можно будет единожды – в этом году до 20 декабря, если появится соответствующий нормативный акт.
Что же касается списания затрат по основным средствам, здесь г-жа Юрасова посоветовала обратить внимание на недавнее письмо МНС России от 27 сентября 2004 г. № 22-1-14/1558@ о порядке учета в расходах остаточной стоимости ОС по организациям, которые до того работали на ЕНВД. Рассчитываться остаточная стоимость в этом случае должна по данным бухучета, поскольку налоговый учет «вмененщики» не ведут.
О налоге на добавленную стоимость
Выступление Надежды Чамкиной собрало народу не меньше, чем лекция Карена Оганяна. НДС – один из самых сложных налогов, а г-жа Чамкина обладает завидным ем «держать» публику и никогда не отказывается от живого общения.Особое внимание Надежда Степановна уделила трем моментам. Во-первых, переходу на торговлю со странами СНГ по принципу страны назначения. При экспорте продукции в такие страны с 2005 года будет применяться нулевая ставка НДС. Проблему составляет Белоруссия. В отношении товаров, поставляемых туда, нулевая ставка заработает, когда будет ратифицировано межправительственное соглашение. А когда это произойдет – пока неизвестно.
Сложность еще и в том, что подтверждать право на такую ставку нужно будет не согласно НК РФ, а по межправительственному соглашению. В нем же будет прописан порядок представления декларации налогоплательщиком для уплаты налога при ввозе в страну назначения и для подтверждения нулевой ставки при вывозе. Для этого от плательщика потребуется специальное заявление. Налоговый орган принимающей стороны должен будет проставить на нем пометку об уплате налога, этим документом экспортер и будет подтверждать свое право на применение нулевой ставки.
Сейчас налоговики готовят соответствующие изменения в декларацию по НДС и разрабатывают отдельную декларацию на ввоз товаров. А чтобы налогоплательщики е запутались в новом порядке, для них подготовят специальную методичку. Причем уложиться стараются до 1 января.
Еще один сложный вопрос представляет собой переход на ставку НДС 18 процентов для организаций, оказывающих услуги по доставке периодики, занимающихся редакционными и издательскими работами, образовательной и научной литературой, размещением рекламы в СМИ, оформлением и исполнением договоров подписки. Все они с 2005 года утратят право на льготную 10-процентную ставку налога. А поскольку в отношении переходных периодов налоговики предпочитают метод «по отгрузке», в 2005 году всем им придется из своего кармана заплатить дополнительно 8 процентов НДС. «Снять» их с клиентов не удастся, ведь услуги оплачивались в 2004 году по действующей ставке 10 процентов. Надежда Чамкина обещала к 1 января подготовить совместное с Минфином письмо с разъяснениями на эту животрепещущую тему.
омимо всех этих новшеств покоя г-же Чамкиной не дают налогоплательщики, которые неправильно исчисляют и отражают НДС по авансам. Вот две распространенные проблемные ситуации.
Получение аванса и реализация произошли в одном и том же периоде, как в этом случае быть? Очень просто. Заполнять платежку и перечислять налог не нужно: «зачем зря гонять деньги?» От налогоплательщика просто требуется показать начисление налога. Если имеет место аванс и возврат в одном и том же периоде – то же самое. А вот если периоды разные, платить налог нужно, а возврат оформлять через расторжение договора.
Вообще, сложных моментов по НДС не перечесть. А потому, чем больше семинаров, тем лучше. Репортаж еще об одном, с описанием спорных моментов по НДС, читайте в материале «От начисления до вычета» в этом номере журнала.
Начать дискуссию