В середине текущего месяца Президент России Дмитрий Медведев, обращаясь к Федеральному Собранию, высказал свое мнение по поводу различных аспектов российской экономики, а также перспектив ее дальнейшего развития и преобразования. Среди всего прочего, президент не обошел вниманием и налоговую систему, признав, что последняя нуждается в совершенствовании, и, пообещав, что дискуссия о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, пока еще не закрыта.
Учитывая административно-приказной характер отечественного права и то огромное влияние, которое оказывает на это самое право так называемый человеческий фактор, можно быть уверенным, что программно-декларативные заявления и постулаты, прозвучавшие в ходе послания, станут непосредственным ориентиром для законодателей в процессе вышеуказанной дискуссии.
Таким образом, судя по тексту послания, реформирования налоговой системы нашей стране в ближайшие годы не избежать и морально готовиться к этому необходимо уже сегодня. Тем более что для малого и среднего бизнеса заданный президентом курс реформирования не сулит, как минимум, ничего хорошего.
Кто получит налоговые льготы
Если президентское послание минувшего года было по большей части посвящено институтам политико-правовым, то своеобразной квинтэссенцией сегодняшнего обращения стала первоочередная необходимость модернизации отечественной экономики. Стоит отдать должное, президентская программа-максимум в этой области также выглядит по истине впечатляющей. Так, в долгосрочной перспективе всем нам придется “преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, выдержать жесткую конкуренцию на мировых рынках”, а также предпринять меры по изменению качества жизни в России и обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире.
При этом в своем выступлении президент недвусмысленно дал понять законотворцам, что никакие более или менее значительные задачи модернизации экономики России не могут быть разрешены без надлежащего реформирования всей налоговой системы, а также комплексного изменения законодательства, регламентирующего вопросы взимания обязательных страховых взносов.
В связи с этим Медведев дал распоряжение Правительству РФ уже в первом квартале следующего, 2010 года представить законопроекты, которые предусматривают создание благоприятных условий для экономического прогресса в целом и для инновационной деятельности, в частности. При этом в качестве одной из мер, способствующих созданию таких “тепличных” условий для бизнеса, было названо установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Одновременно с этим, президент не обозначил здесь круга лиц, кому впоследствии будут предоставлены подобные преференции. По общему смыслу озвученных Медведевым предложений можно предположить, что основную долю запланированных налоговых послаблений получат компании, занятые главным образом в сфере научных разработок.
Кроме того, как заявил президент, в следующем году государство продолжит поддержку некоммерческих организаций, которые помогают в решении социальных проблем - законодательные поправки будут направлены на упрощение работы тем некоммерческим организациям, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально незащищенным гражданам. Например, будет введен институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Они получат соответствующий статус, и смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. В том числе, в форме налоговых льгот, государственных заказов и финансовых вливаний.
В частности, от налогообложения освободят материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам. От налогообложения по НДС будут освобождены услуги организаций по уходу за больными, инвалидами, престарелыми и другими социально незащищенными слоями населения. Кроме того, не станут облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, физкультуры и спорта. При этом президент выразил надежду на то, что введение данных мер не повлечет в очередной раз создания лазеек, позволяющих прикрываться благотворительной деятельностью для неуплаты налогов и бюджетного воровства. Удастся ли этого избежать – хочется верить, но верится с трудом.
На что надеяться предприятиям
Говоря же о возможности снижения налоговой нагрузки на отечественные предприятия, Медведев дальновидно напомнил о том, что России еще не в полной мере удалось преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. Больше того, президент посетовал, что в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран.
Буквально это означает, что для коммерческих предприятий, как налогоплательщиков, формирующих львиную долю доходной части государственного бюджета, в закоулках чиновничьей щедрости в очередной раз не найдется ни отсрочек, ни льгот. Сейчас все заигрывания власти с плательщиками по поводу непомерной тяжести налогового бремени прекращены. Думается, что на долго. Судя по последним заявлениям первых лиц государства, власть не может себе позволить даже попросту обещать бизнесу уменьшения или отмены каких-либо налогов – с учетом текущей обстановки в финансово-экономической сфере такие обещания могут привести к непредсказуемым последствиям.
Скорее всего, налоговый пресс на предприятия в ближайшие годы будет только наращивать свой потенциал. Вообще, налоги – это такой институт, в перечень отличительных особенностей которого постоянство никогда не входило. Не отличается налоговая система данным качеством и в новейшее время. Как правило, налоги имеют тенденцию либо к постоянному увеличению, либо к временному снижению. Если налоги не снижать, они непременно станут расти. Поэтому никакой консервации в данной сфере ни сейчас, ни в ближайшем будущем ожидать не стоит.
Отнюдь, судя по настроениям отечественных властей, не стоит надеяться и на снижение налогового бремени. Все довольно прозаично и предсказуемо. В нашем случае государство, заявив о назревшей необходимости модернизации экономики и повсеместного внедрения инноваций, лишится части доходов в виде налоговых поступлений от тех предприятий, которым поручено данные инновации внедрять. Кроме того, казна понесет дополнительные расходы, которые, по всей видимости, и будут компенсированы за счет предприятий. Иначе, откуда возьмутся деньги на развитие прикладной и фундаментальной науки, преодоление примитивной структуры экономики и излечение страны от “унизительной сырьевой зависимости”.
Как водится, история наших политиков вообще ничему не учит. Налоговая реформация, проведенная чиновниками в период расцвета в СССР частной кооперации, на долгие десятилетия лишила страну и частных кооперативов и среднего бизнеса как такового, превратив миллионы желающих трудиться и зарабатывать деньги, в армию мешочников-торгашей, спекулирующих на вьетнамском ширпотребе. С тех пор в стране мало что изменилось. Налоги растут, а получаемые казной поступления вот уже четверть века все никак не дойдут до реального сектора. Между тем, модернизация экономики в условиях отсутствия экономики как таковой выглядит абсурдно.
Что касается качественного рывка в плане инноваций, технологического переоснащения промышленного производства и обустройства в России постиндустриальной модели общества, то уже сам выбранный для указанных свершений подход представляется неверным и обреченным на провал. В настоящее время у отечественной казны со всеми ее золотовалютными и газонефтяными закромами, даже после бездарной раздачи миллиардных бонусов директорам и топам, имеются все возможности для организации и построения в нашей стране не только малого и среднего бизнеса, но еще и тяжелой промышленности в качестве локомотива и техническо-материальной первоосновы фундаментальной науки.
В конечном счете, только на базе крупных производств и можно формировать какие бы то ни было инновации. По крайней мере, в цивилизованных экономиках это именно так и происходит. У нас же, вопреки всему мировому опыту, опять изыскали-таки свой собственный путь развития, суть которого хоть и неказиста, но в то же самое время и не лишена некоторой отчаянной новизны - российские инновации решено претворять в жизнь на базе несуществующей промышленности. Главное здесь – окончательно не затянуть на шее предприятий налоговую петлю. Иначе, претворять в жизнь станет нечем.
Впрочем, власти все же готовят для бизнеса определенный “подарок”. Смысл подарка заключается в предоставлении налогоплательщикам законной возможности откупиться от правоохранителей и правосудия за совершенные налоговые преступления. Об этом феномене чуть ниже.
Больше денег - красивых и разных
Представляется, что подавляющая часть поправок в налоговое законодательство, которые будут приняты парламентариями в следующем году, обусловлено именно стремлением власти увеличить собираемость налоговых платежей. Как известно, в области фискальной политики государства все средства хороши. Деньги не пахнут. По сути, справедливость данного утверждения в очередной раз была подтверждена, когда президент высказался в поддержку рассматривающегося сейчас в Государственной Думе законопроекта, направленного на исключение уголовной ответственности для налогоплательщиков, выполнивших свои обязательства перед бюджетом.
Данный законопроект, который теперь без всяких сомнений будет принят, одобрен и подписан, преподносится в качестве важнейшей составляющей декриминализации сферы налоговых правоотношений и установления на законодательном уровне правовых ориентиров развития налоговой системы. Ожидается, что реализация проекта позволит прекратить налоговый террор и не позволит правоохранителям почем зря кошмарить бизнес. По словам самих депутатов, решая вопрос о привлечении к юридической ответственности, государство заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и оказалось за решеткой, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков исполняли свои обязанности по уплате денег в доход казны.
Само собой разумеется, расправа с налогоплательщиками не принесет государству ничего, кроме дополнительных издержек и будущих бюджетных дефицитов. С другой стороны исправление правонарушителей поспособствует не только сохранению объема доходов бюджетной системы, но еще и притоку дивидендов в форме всевозможных штрафов, неустоек и пеней. Более того, как отмечают авторы законопроекта, государство заинтересовано в систематическом получении доходов в виде налоговых платежей от налогоплательщиков, а не в единовременном получении штрафов или иных санкций, которые зачастую влекут прекращение хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Поэтому у лица, совершившего налоговое правонарушение, должна не только сохранятся возможность, но и стимулироваться желание загладить причиненный правонарушением вред. Иными словами законодатели просто-напросто легализуют совершение налоговых преступлений.
Согласно представленному документу, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления.
Также законопроект исключает возможность возбуждения уголовных дел только по формальному признаку наличия недоимки без установления факта совершения правонарушения, а также устраняет обязанность налогового органа направлять материалы в органы внутренних дел при уплате лицом недоимки, пеней и штрафов в полном объеме. Кроме того, в случаях, когда размер выявленной недоимки позволяет констатировать факт совершения налогового преступления, предлагается включать в состав сведений, содержащихся в требовании, направляемом налогоплательщику по результатам налоговой проверки, обязательное предупреждение о последствиях неуплаты им сумм недоимки, пеней и штрафов.
В свою очередь, материалы налоговых проверок станут направляться в органы внутренних дел только после вступления в законную силу решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если лицо не уплатило в полном объеме недоимку, пени и штрафы. При этом лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью возместило причиненный ущерб.
Что сказать? Решение весьма смелое и неординарное. Главное, что подобный подход имеет большое будущее, потому как аналогичным образом можно доработать все остальные статьи уголовного закона. В результате, даже в условиях окончательной гибели национальной экономики со всеми ее инновациями и модернизациями государственная казна все равно сможет подзаработать. На уголовниках. Отличная, следует отметить, альтернатива нещадному экспорту природных ресурсов.
Комментарии
1