Налоговые проверки

Налоговые проверки: вопросы и ответы

Вопросы налогового контроля всегда вызывают интерес у налогоплательщиков, причем независимо от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения. Представляем нашим читателям обзор разъяснений главного финансового ведомства по вопросам проведения налоговых проверок и оформления их результатов.

Вопросы налогового контроля всегда вызывают интерес у налогоплательщиков, причем независимо от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения. Представляем нашим читателям обзор разъяснений главного финансового ведомства по вопросам проведения налоговых проверок и оформления их результатов.

Камеральная налоговая проверка

Вопрос: Вправе ли налоговый орган выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации?

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224 ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2009 (за исключением отдельных его положений), установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, максимальный срок ее проведения с 01.01.2009 установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с п. 3, 6, 7, 8 и 9 ст. 88 НК РФ. Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения. Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 18.02.2009 № 03 02 07/1-75.

Также финансисты напомнили, что согласно п. 6 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности истребовать документы в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Вопрос: В каких случаях при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подлинники первичных документов?

Статьей 88 НК РФ установлены случаи, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы. Такие документы налогоплательщик представляет на основании п. 2 ст. 93 НК РФ в виде заверенных им копий. Налоговый орган при проведении налоговой проверки имеет право ознакомиться с подлинниками документов в случае необходимости. Это прямо установлено вышеназванным пунктом. Минфин отмечает, что такая необходимость может возникнуть, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Вопрос: Где должно происходить ознакомление налогового органа с представленными налогоплательщиком подлинниками документов во время проведения камеральной налоговой проверки?

Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Вопрос: Каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными последним, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа?

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Выездная налоговая проверка

Вопрос: Каковы критерии отбора налогоплательщиков при включении в план выездных налоговых проверок?

В целях создания единой системы планирования налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Отныне каждый налогоплательщик может самостоятельно определить вероятность попадания в поле зрения ФНС.

А в конце 2008 года ФНС Приказом от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ внесла изменения в данный документ, утвердив так называемый 12 й критерий оценки рисков – ведение финансово хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
В связи с этим специалисты Минфина в Письме от 05.02.2009 № 03 02 08-12 сообщили, что при реализации целей налогового контроля определяются критерии для отбора объектов проведения выездных налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Полагаем, что указанные критерии не отождествляются с заданиями налоговым органам по взысканию доначисленных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов по результатам выездных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля.

Вопрос: Обязан ли налоговый орган возвращать налогоплательщику копии документов, полученные им в ходе налоговой проверки?

В Письме от 05.02.2009 № 03 02 07/1-47 специалисты главного финансового ведомства разъяснили, что ст. 89 НК РФ не установлена обязанность налогового органа возвращать налогоплательщику копии документов, полученные налоговым органом до принятия решения о приостановлении выездной налоговой проверки, а также не предусмотрены ограничения по исследованию копий документов налогоплательщика, в том числе с учетом информации, полученной при проведении мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ.

Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки общества налоговому органу представлены надлежащим образом оформленные документы (товарные накладные и счета-фактуры), подтверждающие произведенные обществом расходы. При истребовании налоговым органом документов у контрагента-налогоплательщика установлено, что документы контрагента не содержат информации о произведенных налогоплательщиком расходах (вследствие допущенной контрагентом технической ошибки). После обнаружения данной ошибки контрагентом внесены исправления в документы, копии которых направлены налогоплательщику и в налоговый орган вместе с пояснениями о допущенной ошибке. Обязан ли налоговый орган при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки принять во внимание наличие исправленных документов?

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137 ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» встречная проверка отменена.
Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках налогоплательщика может производиться в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в период приостановления выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ), а также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 93.1 и п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно пп. 11 и 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Учитывая изложенное, специалисты Минфина предположили, что решение по результатам выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (Письмо Минфина РФ от 14.09.2009 № 03 02 07/1-425).

Вопрос: По результатам проведения вышестоящим налоговым органом в 2009 году повторной выездной налоговой проверки организации были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не обнаруженные при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, которая была завершена в 2007 году. В связи с этим налогоплательщику было предложено уплатить сумму налогов, пени и штрафов. Правомерно ли начисление налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки, учитывая вывод Конституционного Суда, сделанный в Постановлении от 17.03.2009 № 5 П?

Поскольку из письма неясно, когда налоговым органом было принято решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки организации, не представляется возможным сделать вывод о правомерности начисления налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки.

Вывод, сделанный Конституционным Судом в Постановлении от 17.03.2009 № 5 П, относится к случаю, когда вышестоящий налоговый орган принимает решение, влекущее изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (Письмо Минфина РФ от 06.07.2009 № 03 02 07/1-342).

Вопрос: Каковы права и обязанности правопреемника организации-налогоплательщика, реорганизованной в виде разделения, при проведении выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией?

В соответствии с п. 6 и 11 ст. 50 НК РФ при разделении юридические лица, возникшие в результате этого, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу п. 2 указанной статьи правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Пунктом 11 ст. 89 НК РФ оперделено проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика. Указанная проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Кроме того, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом НК РФ не установлены специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица (Письмо Минфина РФ от 05.02.2009 № 03 02 07/1-48).

Вопрос: Должны ли территориальные налоговые инспекции при проведении выездных налоговых проверок обособленных подразделений организации в рамках проведения выездной налоговой проверки организации оформлять и направлять в адрес проверяемых подразделений отдельные требования о представлении документов согласно п. 1 ст. 93 НК РФ применительно к деятельности проверяемого обособленного подразделения организации?

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 28.07.2009 № 03 02 07/1-389, должностное лицо территориального налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку филиала в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, вправе вручить требование о представлении документов, относящихся к деятельности филиала, его руководителю, уполномоченному проверяемой организацией представлять ее интересы в отношениях с налоговыми органами.

Вопрос: Обязан ли налоговый орган после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверке составить акт, фиксирующий доказательства, выявленные в ходе этих мероприятий, ознакомить налогоплательщика с этим актом, вручить копию акта и дать право на представление письменных возражений, а также обсудить их с налогоплательщиком?

Налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина РФ от 19.06.2009 № 03 02 07/1-321).

Результаты проверки

Вопрос: Каков порядок рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах? Предусмотрена ли обязательность привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом?

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом.
Таким образом, обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы НК РФ и каким либо иным документом не предусмотрена (Письмо Минфина РФ от 24.06.2009 № 03 02 07/1-323). Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина РФ от 03.06.2009 № 03 02 08/46.

Вопрос: Применяется ли положение п. 5 ст. 101.2 НК РФ об обязательном предварительном обжаловании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе, если решение о проведении выездной проверки вынесено до 01.01.2009, а решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято в 2009 году?

Положения п. 5 ст. 101.2 НК РФ применяются в случае, когда решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено начиная с 1 января 2009 года (Письмо Минфина РФ от 23.07.2009 № 03 02 07/1-381).

Вопрос: Каков срок составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, согласно ст. 101.4 НК РФ?

НК РФ не установлен период времени, в течение которого должен быть составлен указанный акт. Согласно мнению Минфина, представленному в Письме от 22.01.2009 № 03 02 08-7, акт должен быть составлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения должностным лицом фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ).

Налоговый контроль: общие вопросы

Вопрос: Статьей 82 НК РФ предусмотрены разные формы налогового контроля, в том числе такие как доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов. Однако эти формы контроля осуществляются только в рамках налоговой проверки. Не вступают ли в противоречие ст. 82 НК РФ и ст. 87 – 89, 91 – 94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой?

Специалисты Минфина в Письме от 06.03.2009 № 03 02 07/1-113
разъяснили что осуществление таких форм налогового контроля, как доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов, предусмотренные ст. 82 НК РФ, которые осуществляются только в рамках налоговой проверки, не приводит к противоречию ст. 82 НК РФ и ст. 87 – 89, 91 – 94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой.

Вопрос: Какие документы и в каком порядке обязан представить налогоплательщик в налоговый орган для подтверждения своей добросовестности при заключении сделок с контрагентами? Какие меры, предпринятые налогоплательщиком, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента?

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, оформленные надлежащим образом документы, требуемые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (пп. 6 п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. 9 и 12 ст. 89, ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Чиновникам Минфина представляется, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (Письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03 02 07/1-177).

Начать дискуссию

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция