Нужно ли оформлять обособленное подразделение по месту арендованного офиса?

Предприятие зарегистрировано на домашний адрес, а фактически сотрудники предприятия работают в арендованном помещении (офисе) по другому юридическому адресу в офисном здании. Нужно ли оформлять обособленное подразделению (или филиал) в налоговой инспекции по месту арендованного офиса?
Нужно ли оформлять обособленное подразделение по месту арендованного офиса?
На фото Татьяна Потапова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Мадины(г. Екатеринбург)

Предприятие зарегистрировано на домашний адрес, а фактически сотрудники предприятия работают в арендованном помещении (офисе) по другому юридическому адресу в офисном здании. Нужно ли оформлять обособленное подразделению (или филиал) в налоговой инспекции по месту арендованного офиса?

В Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) употребляется выражение "место нахождения юридического лица" - так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время организация может располагаться и по другому адресу - фактическому. В гражданском законодательствдресе не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий "место нахождения", "юридический адрес" и "фактический адрес" организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно, юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения.

Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. При этом следует отметить, что понятий "фактический" и "юридический адрес" не содержится в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Юридически местом нахождения организации считается адрес, указанный в ее учредительных документах.

При несовпадении "фактического" и "юридического" адресов у налоговых органов возникает вопрос об обособленном подразделении. Статьей 11 НК РФ предусмотрено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Понятия "филиал" и "представительство" отсутствуют в НК РФ. В этом случае в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Так, в силу п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

В силу п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы с их адресами должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (см. Письмо Минфин России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-324)

Из содержания вопроса не представляется возможным определить указан ли «юридический адрес офиса» в учредительных документах организации как адрес ее филиала или в учредительных документах указан только домашний адрес руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, как юридический адрес организации, а слово «юридический» отнесено к адресу расположения офиса ошибочно. Однако в любом случае адрес вашего офиса имеет статус обособленного подразделения с функциями или фактического адреса организации в целом (если в учредительных документах не указаны филиалы), или адреса филиала (если этот адрес совпадает с адресом филиала, указанном в учредительных документах).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания (п. п. 1, 4 ст. 83, п.п. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и сообщить об этом в свою (по месту государственной регистрации) налоговую инспекцию.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

🌟 Освойте новые навыки для карьерного роста!

🔥 Главный бухгалтер на УСН – Освоите бухгалтерский и налоговый учет по новым правилам УСН Цена: 7 900 ₽

🔥 Бухгалтер с нуля – Станете бухгалтером-универсалом и получите диплом проф. переподготовки Цена: 9 900 ₽

🔥 Управленческий учет и финансы в 1С: УНФ – Автоматизируйте управленческий учет с 1С: УНФ. Цена: 6 900 ₽

🚀 Начните обучение и получите полезные материалы!

Посмотреть каталог

Комментарии

2
  • Татьяна Никанорова
    Татьяна Потапова все верно говорит. Если вы создаете рабочие места не по месту своего нахождения, вы обязаны регистрировать обособленное подразделение! Если "все поголовно" нарушают, это не значит, что вам тоже можно и что именно вас не оштрафуют.



Что нужно сделать перед составлением годовой отчетности. Часть 1. «Учетная политика. Субъекты МСП»

Добрый день, коллеги. Сегодня хочу начать серию статей, в которой буду рассказывать, что нужно сделать перед составлением годовой отчетности. Будем рассматривать каждый этап подготовки отдельно и подробно.

⚡ Получите курс повышения квалификации «Бухгалтер маркетплейса» в подарок!

Маркетплейсы признаны самой перспективной нишей для карьерного развития бухгалтера в 2025 году. Это надежный источник дополнительного дохода и отличный вариант для перехода на аутсорс — на эти услуги всегда будет высокий спрос и минимальные риски. Только сегодня, 24 декабря, вы можете получить курс «Бухгалтер маркетплейса» бесплатно!

⚡ Получите курс повышения квалификации «Бухгалтер маркетплейса» в подарок!

Что смотреть бухгалтеру в Новый год? Часть 4. Заключительная. Мультфильмы

Рабочий год вышел на финишную прямую, а я заканчиваю делиться своей подборкой новогоднего кино. И сегодня настала очередь новогодних мультфильмов.

Что смотреть бухгалтеру в Новый год? Часть 4. Заключительная. Мультфильмы
1

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В Москве назвали лучших участников образовательного проекта для начинающих предпринимателей

В Российском биотехнологическим университете (Университет РОСБИОТЕХ) состоялась торжественная церемония награждения слушателей двухмесячного интенсива для начинающих предпринимателей — «БизнесКап. Кофейня с нуля». На протяжении трех месяцев слушатели получали знания от профессионалов отрасли, а авторы лучших идей получили персональные предложения от организаторов мероприятия. 

В Москве назвали лучших участников образовательного проекта для начинающих предпринимателей

Бизнес-завтрак Ассоциации «РОСЭУ» и МТС

18 декабря состоялся бизнес-завтрак «ЭДО Культура», организаторами которого выступили Ассоциация «РОСЭУ» и МТС. Участники рынка электронного документооборота в интерактивном формате обсудили актуальные вопросы архивного хранения электронных документов.

Бизнес-завтрак Ассоциации «РОСЭУ» и МТС

Расходы на крипту, УСН на маркетплейсе, налог на прицеп в обзоре разъяснений Минфина

Обзор позиций Минфина России по налогам за ноябрь 2024.

Продажа земли

Здравствуйте,подскажите пожалуйста при продаже земельного участка одной организацией другой, сумма продажи составляет балансовая стоимость или кадастровая.Если кадастровая...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

При УСН учитывается в расходах покупка амортизируемого имущества, а земля не амортизируется. Поэтому покупку земли при упрощенке принять в расходы...

Читать полностью
Самозанятые

Как привлекать самозанятых без рисков и штрафов: памятка для заказчика

Привлечение самозанятых — удобный способ взаимодействия с квалифицированными специалистами для ИП и ООО. Предприниматель может подключить к работе исполнителя с минимальным пакетом документов и при этом не платить за него страховые взносы и НДФЛ. Однако при сотрудничестве с самозанятыми ИП и компании должны знать несколько правил, чтобы не нарушить закон при их приеме на работу. 

Как привлекать самозанятых без рисков и штрафов: памятка для заказчика

Детские пособия в 2025 году: что изменится, кто может получить

Разовые выплаты на ребенка и ежемесячные пособия изменятся в 2025 году. Рассказываем, кому они будут положены, и какой будет порядок получения. 

Детские пособия в 2025 году: что изменится, кто может получить
Налоговые проверки

40 миллионов доначислений и разборки с ФНС: к чему может привести путаница в номенклатуре и учете расходов

Рассказали истории клиентов, которые не учли сложности учета товаров и списания расходов.

40 миллионов доначислений и разборки с ФНС: к чему может привести путаница в номенклатуре и учете расходов

Налог на вклады в 2025 году: сколько и когда платить

Минфин прогнозирует поступления от налога на доходы по банковским вкладам в бюджет на 2025 год в размере 251,49 млрд. Это в два раза больше, чем в 2024 году. В 2026 году планируется собрать в 262,14 млрд, а в 2027 — 173,34 млрд. Такой рост связан с динамикой ключевой ставки.

Налог на вклады в 2025 году: сколько и когда платить

Какие изменения ожидают в 2025 году тех, у кого есть банковские карты и счета

Наличие банковской карты или счета сейчас больше необходимость, нежели роскошь. А чем шире область применения банковских услуг, тем чаще она требует новых правил регулирования. И 2025 год, еще не наступив, уже припас для банковских клиентов несколько важных законов.

Какие изменения ожидают в 2025 году тех, у кого есть банковские карты и счета
Проверки ККТ

Как контролировать ошибки по чекам, кассам и избежать проверок ФНС в 2025 году

Налоговые инспекторы проверят бизнес, если в отношении его сработали индикаторы рисков. Срок проверки продлили до 10 дней — за это время могут «всплыть» серьезные нарушения. Рассказываем, как избежать ошибок и исправить нарушения в сфере ККТ.

Как контролировать ошибки по чекам, кассам и избежать проверок ФНС в 2025 году

Как минимизировать налоговую нагрузку при работе с криптовалютами

С развитием криптовалют все больше инвесторов и трейдеров сталкиваются с вопросом налогообложения. В разных странах криптовалютные активы облагаются по-разному: в некоторых их приравнивают к имуществу, в других – к валютным активам. Это означает, что каждый владелец криптовалют должен понимать, как снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках закона.

ВЭД

Как оплатить за товар производителю в Китай

Международная торговля с Китаем является ключевым направлением для многих российских компаний, особенно в сферах, связанных с поставкой запчастей, деталей и других производственных компонентов. Тем не менее, оплата товаров китайским производителям зачастую сталкивается с трудностями из-за валютных ограничений и санкционных ограничений. Oplatym.ru предлагает решения, позволяющие легко и безопасно оплачивать поставки, используя современные инструменты, включая Alipay и WeChat Pay.

Как оплатить за товар производителю в Китай
Маркетплейсы

Как управлять запасами товаров при продаже на маркетплейсах

Продажи на маркетплейсах включают управление запасами, контроль передвижений товаров, ведение учета. Селлеры используют различные методы и схемы работы с маркетплейсами. Например, метод АВС-анализа помогает ранжировать товары по степени спроса и не накапливать залежалый товар. А схема работы FBS в некоторых случаях позволяет сократить издержки на хранение. 

Как управлять запасами товаров при продаже на маркетплейсах
Кадры

Профстандарт: что это и обязательно ли его применение

В данном материале речь идет о профессиональных стандартах. Что они определяют? Обязательны ли такие документы для использования работодателями? Потребуется ли учитывать профстандарт для подготовки должностных инструкций? Обо всем этом подробно расскажем далее.

Профстандарт: что это и обязательно ли его применение
Курсы валют

Что будет с рублем в январе 2025: узнали у экспертов

В 2024 году официальный курс российского рубля значительно ослабевал к иностранным валютам: к доллару США — на 14,4%, к евро — на 9,1%, а к юаню — на 12,7%. По данным Московской биржи, рубль подешевел относительно юаня на 10% за этот год. Что ждет рубль после Нового года и будет ли он укрепляться в январе, разбираемся с аналитиками.

Что будет с рублем в январе 2025: узнали у экспертов

Роскомнадзор и обработка персональных данных

С сентября 2022 года организации и ИП должны информировать Роскомнадзор о работе с персональными данными. Расскажем, кому необходимо направлять такие уведомления, как правильно это сделать, какие документы потребуются, чтобы Роскомнадзор включил компанию в реестр операторов персданных.

Роскомнадзор и обработка персональных данных
1
НДС

Какие правила НДС следует упрощенцам прописать в учетной политике на 2025 год

С 2025 года упрощенцы согласно закону от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ будут плательщиками НДС. В правилах исчисления этого налога есть особенности, которые нужно прописать в учетной политике, чтобы сократить количество возможных претензий проверяющих.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Просим о снижении госпошлины при обращении в суды. Как и что писать?

Существенное повышение госпошлины для многих стало препятствием для обращения в суды. Но истец вправе обратиться в суд с заявлением о снижении или рассрочке оплаты пошлины. В материале немного о том Когда? Как? и Что ? пишем в таком ходатайстве.

Просим о снижении госпошлины при обращении в суды. Как и что писать?