НДС

Повышена ставка НДС со стоимости рекламы в периодических изданиях

Начиная с 2005 года все эти работы и услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов. Такие изменения внесены статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Льгота, позволяющая уплачивать НДС по 10-процентной ставке, осталась только у предприятий, которые непосредственно занимаются реализацией неэротической и нерекламной периодики, а также книг, связанных с образованием, наукой и культурой. Таким образом, издательство или редакция могут применять льготную ставку лишь в том случае, если получают выручку от продажи готовых изданий

Напомним, что до 1 января 2005 года налог на добавленную стоимость начислялся по ставке 10 процентов при реализации:
- услуг по экспедированию и доставке газет, журналов, альманахов, бюллетеней, а также книг неэротического и нерекламного характера;
- редакционных и издательских работ и услуг по производству указанных печатных изданий;
- услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в неэротических и нерекламных периодических печатных изданиях;
- услуг по оформлению и исполнению договора подписки на такие периодические печатные издания, включая услуги по доставке издания подписчику, если это предусмотрено в договоре подписки.

Начиная с 2005 года все эти работы и услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов. Такие изменения внесены статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Льгота, позволяющая уплачивать НДС по 10-процентной ставке, осталась только у предприятий, которые непосредственно занимаются реализацией неэротической и нерекламной периодики, а также книг, связанных с образованием, наукой и культурой. Таким образом, издательство или редакция могут применять льготную ставку лишь в том случае, если получают выручку от продажи готовых изданий.

Однако зачастую практикуется такой вариант. Редакция занимается лишь подготовкой материалов, которые за деньги передаются издательской фирме. При этом сама редакция никаких изданий не выпускает, это делает издательство. В таком случае услуги редакции с 2005 года облагаются по ставке 18 процентов, а вот издательство, реализующее периодику, может по-прежнему пользоваться льготной ставкой 10 процентов. А значит, для подписчиков ничего не изменится: они и в 2005 году будут перечислять издательствам НДС по ставке10 процентов.

ФНС России в письме от 9 декабря 2004 г. разъяснила, что НДС с авансов, полученных в 2004 году за услуги, которые будут оказаны в 2005 году и налог по которым придется начислить по ставке 18 процентов, можно принять к вычету в размере, который исчислен с предоплаты. При этом предприятие по своему выбору может исчислить НДС с такого аванса по ставке как 10%/110%, так и 18%/118%. Только во втором случае нужно прописать в договоре с заказчиком, что он уже в 2004 году должен был перечислить деньги с учетом 18-процентного НДС.

Пример

ООО "Издательство "Глобус" (признает выручку для целей исчисления НДС "по отгрузке") в декабре 2004 года заключило договор, согласно которому издательство обязуется в январе 2005 года разместить на страницах выпускаемых им изданий рекламу продукции ЗАО "Мастер". Аванс за эту услугу - 198 000 руб. - поступил на расчетный счет издательства в декабре 2004 года.

Рассмотрим два варианта.

Вариант 1. Поскольку предоплата за рекламные услуги поступила в 2004 году, бухгалтер издательства исчислил НДС с аванса по ставке 10%/110%. Сумма налога составила 18 000 руб. (198 000 руб. x 10% : 110%). В январе 2005 года, после того как услуга была оказана, бухгалтер принял эту сумму к вычету.

Кроме того, издательство и ЗАО "Мастер" заключили в январе дополнительное соглашение к договору.

В нем сказано, что стоимость услуги без НДС составляет 180 000 руб. А НДС, который должен заплатить заказчик, равен 32 400 руб. (180 000 руб. x 18%). Эту сумму бухгалтер начислил к уплате в бюджет после того, как реклама была размещена. А ЗАО "Мастер" перечислило на расчетный счет издательства разницу между окончательной стоимостью рекламы и авансом - 14 400 руб. (180 000 + 32 400 - 198 000).

Вариант 2. Учитывая, что реклама будет размещена в 2005 году, издательство и ЗАО "Мастер" прописали в договоре, что стоимость этой услуги равна 212 400 руб. (в том числе НДС по ставке 18% - 32 400 руб.).

Когда на расчетный счет издательства поступил аванс - 198 000 руб. - бухгалтер исчислил с него НДС по ставке 18%/118%. Сумма налога составила 30 203,39 руб. (198 000 руб. x 18% : 118%).

В январе 2005 года, после того как издательство разместило рекламу ЗАО "Мастер", бухгалтер принял к вычету НДС, исчисленный с аванса.

Одновременно он начислил к уплате в бюджет налог со стоимости рекламы - 32 400 руб. А ЗАО "Мастер" доплатило издательству разницу между этой стоимостью и авансом - 14 400 руб.

Начать дискуссию