У начинающего индивидуального предпринимателя поначалу всегда больше хлопот, чем денег, которые эти хлопоты приносят. И среди всех трудностей немалое место занимают проблемы с отчетностью. Сколько поначалу требуется времени, чтобы понять, куда, кому, когда и что именно нужно сдавать! Но если есть проблемы, значит, рано или поздно кто-то предложит, как их решать.
В среде бухгалтерского программного обеспечения в последние годы все явственнее прослеживается тенденция, получившая обозначение SaaS (от английского Software-as-a-Service, «программа как сервис»). На самом деле все просто. Это альтернатива так называемым SaaP (Software-as-a-Product, традиционная «программа в коробке»). В данном случае пользователь оплачивает не само программное обеспечение, а доступ к нему. А разработчики, соответственно, по максимуму берут на себя поддержку и консультирование своих клиентов.
На Западе SaaS-бухгалтерия (она же онлайн-бухгалтерия) развивается довольно давно. В последнее время вполне серьезный продукт предложили и россияне: екатеринбургская компания «СКБ Контур» и пензенская «Савади».
19 января «СКБ Контур» открыла демонстрационный доступ к своему сервису онлайн-бухгалтерии «Эльба». «Эльба» - не просто пособие для предпринимателя, в котором нужно долго разбираться. Это, по сути, электронный бухгалтер, который берет на себя заполнение книги учета доходов и расходов. На основании исходных данных «Эльба» сама рассчитает, сформирует и отправит декларацию в налоговую, поможет вести учет контрагентов. Здесь же можно посмотреть все формы первичных документов: счета, акты, товарные накладные, договоры. В справочном блоке «Эльбы» есть ответы на многие вопросы, возникающие у начинающих бизнесменов.
Первоначально «Эльба» будет предоставлять услуги электронного бухгалтера индивидуальным предпринимателям, работающих на упрощенной системе налогообложения со ставкой в 6%. К концу февраля появится возможность вести свою бухгалтерию тем ИП, которые работают на УСН 15 %, ЕНВД. Будет внедрена поддержка обществ с ограниченной ответственностью и элементов кадрового документооборота. В конце весны появится возможность учета сотрудников.
"Индивидуальные предприниматели обычно стараются сэкономить на всем и неохотно используют платное ПО, - замечает руководитель проекта «Эльба» Антон Сизов. Но «Эльба» дает им прямую выгоду: подключение к системе сдачи отчетности стоит 1500 рублей, а стоимость использования сервиса планируется установить в размере 300 рублей в месяц. Между тем затраты на услуги приходящего бухгалтера обойдутся индивидуалу как минимум в 1000 рублей в месяц".
До конца февраля в рамках бета-тестирования предприниматели могут бесплатно пользоваться системой. Им самим предоставляется решить – готовы ли они платить за этот сервис. А часть его функций останется бесплатной и после окончания тестирования. По словам Антона Сизова, «СКБ Контур» намерен переводить в формат веб-сервисов все свои учетные решения. В прошлом году, в частности, уже были запущены в онлайне «Контур-Норматив» и «Контур-Отчет ПФ». К 2011 году «СКБ Контур» планирует запустить веб-сервис для полноценного бухгалтерского учета небольших предприятий.
В декабре прошлого года пензенская компания «Савади» запустила аналогичный проект под названием «Мое дело». «Наш сервис ориентирован на людей, не знающих ничего о бухгалтерии, – поясняет руководитель «Савади» Максим Яремко. – Не случайно мы назвали «Мое дело» первой интуитивно понятно системой онлайн-бухгалтерии для малого бизнеса».
«Мое дело» тоже поддерживает предпринимателей, работающих на УСН 6% (правда, не предоставляет возможности сдавать отчетность в контролирующие органы через интернет), а также фрилансеров, вовсе не ведущих отчетности. Сервис вовремя напомнит о сроках уплаты налогов и сдачи бухгалтерской отчетности. Составит саму отчетность для налоговой инспекции и Пенсионного фонда. Сформирует счета и акты выполненных работ и отправит их клиентам по электронной почте. Сводка по счетам позволит наглядно увидеть структуру доходов и расходов. Создатели «Моего дела» готовы бесплатно консультировать по любым вопросам, связанным с ведением учета индивидуальными предпринимателями.
Физически сайт размещен на выделенном сервере в Германии. Данные хранятся в зашифрованной базе данных, которую, по словам создателей сервиса невозможно открыть без наличия исходных кодов проекта. Даже если злоумышленники смогут взломать проект и каким-либо образом получить доступ к базе, дешифровать ее они не смогут, обещают разработчики.
Пока сервис работает в тестовом режиме и все его услуги бесплатны для пользователей. "Мое дело" всегда будет бесплатным для не зарегистрированных официально фрилансеров и для предпринимателей с небольшим оборотом, обещается на сайте. В дальнейшем для ИП без сотрудников стоимость подписки будет составлять от 100 до 500 рублей в месяц, а для бизнеса с наемными работниками - от 700 рублей в месяц. К лету функции «Моего дела» планируется расширить, создав поддержку для индивидуальных предпринимателей и ООО, находящихся на любых режимах упрощенного налогообложения.
А тем временем за рубежом развитие SaaP-сервисов продвинулось еще дальше. К примеру, один из самых популярных бухгалтерских сервисов - Freshbooks – занимается формирование сетей, в которых мелкие бизнесмены могут обмениваться с поставщиками и партнерами своей стандартизированной информацией. “Сеть” дает им возможность в реальном времени узнавать о наличии товаров на чужом складе, обороте по товарам, отданным на реализацию, степени выполнения работы подрядчиком. Для этих сетей придуман еще один термин - SaaN (Software as a Network, «программа как сеть»). Так что нашим разработчикам есть куда развиваться.
Комментарии
2