Налоги, взносы, пошлины

Какие документы подтверждают постоянное местонахождение иностранного контрагента?

Данная публикация будет посвящена ситуации, когда иностранный контрагент не состоит на учете в налоговых органах РФ, а имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Данная публикация будет посвящена ситуации, когда иностранный контрагент не состоит на учете в налоговых органах РФ, а имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Какой полный перечень документов, которые должен предоставить иностранный контрагент российской организации, выплачивающей ему доход, для доказательства своей юрисдикции, а также какова процедура легализации этих документов на территории РФ?

В ситуации, когда нерезидент действует через постоянное представительство, понятие которого для целей исчисления налога на прибыль раскрыто в ст. 306 НК РФ, налог необходимо исчислять и уплачивать иностранному контрагенту самостоятельно.

Если деятельность иностранного контрагента не приводит к образованию представительства, налог с доходов на основании ст. 309 НК РФ исчисляет и уплачивает российская организация. Исчислять налог необходимо по ставке 20% (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ), а уплатить в бюджет - одновременно с выплатой дохода иностранной организации (п. 1 ст. 310 НК РФ). Однако в отношении данного иностранного контрагента могут быть применимы положения международного договора.

В отношениях между РФ и рядом иностранных государств действуют соглашения об избежании двойного налогообложения, чьи нормы приоритетны по отношению к НК РФ (ст. 7 НК РФ).

Согласно положениям пункта 1 статьи 312 НК  РФ в случае наличия у налогового агента (российской организации) на момент выплаты иностранному контрагенту доходов, указанных в ст. 309 НК РФ, подтверждения того, что данный иностранный контрагент имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, и в случае, если в отношении такого дохода, получаемого иностранным контрагентом от источника в РФ, соответствующим международным соглашением установлен льготный режим налогообложения в России, налоговый агент вправе применять положения такого международного договора при налогообложении доходов.

Иными словами, для применения положений международных договоров иностранный контрагент должен представить подтверждение того, что он имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства.

В Налоговом кодексе РФ не установлено обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций. Пунктом 5.3 раздела II Методических рекомендаций  (Методические рекомендации по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утверждены приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150)   определено, что документами, которые подтверждают постоянное местопребывание в иностранном государстве, являются справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме.

Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

"Подтверждается, что организация ... (наименование организации) ... является (являлась) в течение ... (указывается период) ... лицом с постоянным местопребыванием в ... (указывается государство) ... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".

При этом такие справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации, если:
- заверены компетентным органом иностранного государства. Такой орган определен в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией с иностранными государствами; 
- составлены на иностранном языке. Налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;
- в выдаваемом документе указывается конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание иностранной организации.

Данный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

Письмом ФНС России от 25.10.2005 N ВЕ-6-26/898@ была доведена для сведения налоговых органов рекомендация Минфина России от 5 октября 2004 г. о принятии документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций и физических лиц на территории иностранных государств, в отношениях с которыми у Российской Федерации существуют действующие соглашения об избежании двойного налогообложения, без проставления на данных документах апостиля.

Таким образом, согласно указанному Письму Минфина России принятие документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций и физических лиц на территории иностранных государств, в отношениях с которыми у Российской Федерации существуют действующие соглашения об избежании двойного налогообложения, в целях их применения осуществляется без проставления апостиля или легализации.

Справочно: Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация в дипломатической или консульской службе Министерства иностранных дел подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.

Обращаю внимание читателей, что в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве, не могут рассматриваться свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации).

Примечания. Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@, а также Письмо УФНС РФ по г. Москве от 05.02.2009 N 16-03/009744@.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию