Постановление ФАС Уральского округа от 02.12.09 № Ф09-8676/09-С2
Суть спора. При выездной проверке налоговики пришли к выводу, что предприятие неверно определило норму амортизации по транспортным средствам, которые ранее эксплуатировались другими собственниками. Срок полезного использования автобусов предыдущими владельцами для начисления амортизации должен быть подтвержден и документально обоснован.
Представленные же обществом паспорта транспортных средств (ПТС), акты оценки их состояния и таблица определения срока полезного использования, по их мнению, подтверждающими документами не являются. Акт оценки составлен работниками налогоплательщика, не имеющими лицензий на оценочную деятельность, а в ПТС нет отметки об изменении собственников транспорта с года его выпуска.
Поскольку надлежащие документы, подтверждающие срок использования предыдущим собственником, отсутствуют, то необоснованно были завышены расходы на сумму амортизации данных основных средств из-за уменьшения срока их полезного использования. Это привело к занижению базы по налогу на прибыль.
Позиция суда. Налогоплательщик правильно установил нормы амортизации по приобретенным транспортным средствам.
По объектам основных средств, бывшим в употреблении, разрешено рассчитывать норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками (п. 12 ст. 259 НК РФ). При этом не оговорено, какими документами подтверждается время эксплуатации имущества.
Предприятие приобрело автобусы, которые ранее эксплуатировались за рубежом. На каждый из них получены товарные накладные, счета-фактуры, ПТС, заверенные копии грузовых таможенных деклараций. Данное имущество включено в состав основных средств, что подтверждено актом по форме № ОС-1*, и отнесено к пятой амортизационной группе.
* Утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7.
Паспорт транспортного средства выдается собственнику изготовителем, таможенным органом или подразделением Госавтоинспекции, и при изменении собственников в нем делаются соответствующие записи. Таким образом, ПТС подтверждает срок использования автобуса предыдущими собственниками для целей применения пункта 12 статьи 259 НК РФ.
Срок полезного использования автобусов налогоплательщик определил самостоятельно, как предписано пунктом 1 статьи 258 НК РФ. Для этого он создал комиссию из компетентных и квалифицированных работников, которая и оценила состояние транспортных средств и составила акты оценки.
Примечание «ДК». Споры о том, какими документами следует подтверждать срок эксплуатации бывших в употреблении основных средств предыдущими собственниками при начислении налоговой амортизации нередко приводят к судебным разбирательствам.
В качестве подтверждающих документов налоговики признают заверенные прежними собственниками копии актов их приемки-передачи (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б) и инвентарные карточки учета (форма № ОС-6). Именно там в обязательном порядке указывается срок эксплуатации основного средства.
При отсутствии таких документов инспекторы запрещают налогоплательщикам пользоваться справками предыдущих собственников, составленными в свободной форме (см., например, письмо Управления МНС России по г. Москве от 22.09.04 № 26-12/61646), и, конечно же, самостоятельно определять срок эксплуатации объектов прежними владельцами (именно так и поступил налогоплательщик в рассмотренном случае). В то же время они не возражают, когда срок эксплуатации транспортного средства подтвержден отметками о смене собственников в ПТС.
Илья Антоненко, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция», обратил внимание на следующее:
В рассмотренном случае в паспорте транспортного средства указан лишь год его выпуска. Ведь оно было импортировано и ранее использовалось за границей.
Представляется, что мнение налоговиков, высказанное ими в письмах, о правомерности использования в налоговом учете данных ПТС не совсем соответствует положениям Налогового кодекса. Отметки о смене собственника свидетельствуют лишь о сроке владения транспортным средством предыдущими хозяевами, но такое имущество могло ими фактически не эксплуатироваться.
Однако в комментируемом деле суд был либерален к налогоплательщику, прямо указав, что ПТС является документом, подтверждающим срок использования автобусов предыдущими собственниками, для целей применения положений пункта 7 статьи 258 НК РФ.
Отмечу, что проверяющие не признают и попытки организаций учесть срок использования основного средства предыдущим собственником, если это был обычный гражданин. Они считают, что налоговый учет такие владельцы не ведут и амортизацию не начисляют.
На мой взгляд, данная позиция ошибочна. Ведь единственным условием, позволяющим учесть срок использования такого имущества другим собственником, является его документальное подтверждение (п. 7 ст. 258 НК РФ). И это косвенно подтвердил суд в рассматриваемом деле. Поскольку граждане не обязаны составлять документы по унифицированным формам, то организация-покупатель может учесть срок эксплуатации на основании справки или акта, составленных в произвольной форме. Но в таком случае нужно быть готовым к судебному разбирательству.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №4, февраль 2010 г.
Начать дискуссию