Вопрос от читательницы Клерк.Ру Юлии (г. Санкт-Петербург)
Моя компания изобрела программное обеспечение, для легкого создания интернет сайта (скелет, не включ.дом.имя, только визуальная его оболочка), далее зарегистрировала и получила свидетельство о гос.регистрации программы ЭВМ, далее бы засекретили программку и начали ее распространять клиентам, заключая лиц.договор и высылая по эл.почте ключик(набор цифр) для корректной работы программки. Какими документами нужно оформлять реализацию данного кода(ключика)? и какими проводками отражать в бухгалтерии?
Порядок бухгалтерского учета нематериальных активов установлен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007). Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п.6 ПБУ 14/2007).
В соответствии с п.16 ПБУ 14/2007 стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Однако это положение касается только приобретенных, а не созданных нематериальных активов.
В то же время, как следует из ст. 3 Федерального Закона № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" расходы на модернизацию нематериального актива (что и произошло в вашем случае) относятся к капитальным вложениям. Это означает, что согласно п.6 ст. 8 Федерального Закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", они должны учитываться отдельно от текущих затрат, т.е. затраты на модернизацию нематериального актива неправомерно включать в состав текущих затрат отчетного периода.
Поскольку, учет затрат на усовершенствование ранее созданного нематериального актива не урегулирован законодательством по бухгалтерскому учету, в данном случае существует два способа их учета: либо в составе расходов будущих периодов, либо в составе первоначальной стоимости нематериального актива.
Руководствуясь п. 4 ст. 13 Федерального Закона № 129-ФЗ, в котором предусмотрена возможность отступления от правил бухгалтерского учета в тех случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием, наиболее правильным вариантом учета рассматриваемых расходов будет увеличение первоначальной стоимости нематериального актива на их величину.
Таким образом, в случае, если у организации в процессе использования созданного программного продукта возникает необходимость в его усовершенствовании или доработке, то затраты, связанные с выполнением таких работ, по моему мнению, должны увеличивать стоимость уже созданного объекта. При этом о порядке учета затрат на доработку программного продукта необходимо указать в пояснительной записке к сдаваемой отчетности.
Что касается налогового учета, то п. 3 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым Кодексом.
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым Кодексом.
Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества при проведении модернизации предусмотрено Кодексом только для основных средств (п.2 ст. 257 НК РФ).
Несмотря на это, по моему мнению, данная норма должна распространяться и на нематериальные активы. При этом отмечается, что в случае увеличения первоначальной стоимости нематериального актива на сумму расходов по его усовершенствованию, налоговых рисков меньше по сравнению с тем, если бы эти расходы признать для целей налогообложения одномоментно в текущем отчетном периоде.
Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.
Комментарии
1И все-таки, Какими документами нужно оформлять реализацию данного кода(ключика)? и какими проводками отражать в бухгалтерии?