Онлайн-кассы

Налоговики пришли с проверкой ККТ

Если, принимая от клиента предоплату наличными, турфирма не применяет кассу, налоговики при проверке ККТ отразят это как нарушение. Надо сказать, что в практике встречаются случаи, когда расчеты наличными без ККТ (и соответственно без бланков строгой отчетности) даже на минимальную сумму (скажем, 260 руб.) рассматривались контролерами как нарушение, за что фирму штрафовали (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2010 г. № А28-12618/2009).

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ
При налоговой проверке турфирме нужно предъявить контролерам документы, которые составляются при работе с ККТ. Эти документы утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Так, при вводе ККТ в эксплуатацию и при ее инвентаризации оформляется Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1). Он составляется в двух экземплярах членами комиссии с обязательным участием представителя налогового органа. Подписывают акт налоговый инспектор и представитель турфирмы. Один экземпляр акта как контрольный передается в организацию, обслуживающую и контролирующую контрольно-кассовые машины, второй – остается у турфирмы.

На каждый кассовый аппарат открывается Журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), в котором ежедневно фиксируются операции по приходу и расходу денег. Он должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора и руководителя турфирмы. Записи в журнале делаются на основании Z-отчетов (причем даже если выручки за день не было) и заверяются на конец рабочего дня совместными подписями кассира, старшего кассира и представителя администрации турфирмы.

Сумма возвращенных клиентам денег по ошибочно пробитым чекам оформляется Актом о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3).

В конце рабочего дня кассир-операционист сдает старшему кассиру выручку и Справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6. Приложением к ней являются Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день (форма № КМ-7).

Поступление выручки в кассу турфирмы оформляется приходным кассовым ордером формы № КО-1. Таким образом, выручка отражается в кассовой книге турфирмы (форма № КО-4).

Вызов специалиста ЦТО регистрируется в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8). В нем специалист технического центра делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя турфирмы.

Если ККТ подлежит ремонту, то составляется Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию по форме № КМ-2.

Повреждение пломбы на кассе
Если в ходе проверки ревизоры обнаружат, что марка-пломба на кассе повреждена или сдвинута, они решат, что доступ к фискальной памяти открыт. В этом случае проверяющие могут сделать вывод, что турфирма скрывает часть выручки. Однако доказать это возможно только при проведении экспертизы кассового аппарата с привлечением сотрудников МВД. 

При работе на ККТ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. В межинвентаризационный период она хранится в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению (по акту) в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
По результатам проверки налоговики составляют либо акт, либо протокол об административном правонарушении.

По общему правилу протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления нарушения (ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако на практике это, как правило, происходит позже. Ведь часто отсутствует лицо, в отношении которого может быть составлен такой протокол (индивидуальный предприниматель или законный представитель турфирмы). В этом случае составляется акт, где указывается налоговый орган и срок, в который руководитель турфирмы (индивидуальный предприниматель) должен прибыть в налоговый орган для составления протокола об административном правонарушении. Надо сказать, что этот срок составляет двое суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Учтите: если руководитель турфирмы решит не являться в налоговую инспекцию, это не позволит ему оттянуть срок составления протокола. Поскольку статья 27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает для таких случаев принудительное доставление физического лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня, когда должное лицо налогового органа, которое вправе рассматривать такие дела, получит протокол об административном правонарушении и другие материалы дела. При необходимости этот срок может быть продлен. Но не более чем на месяц.

Немедленно по окончании рассмотрения дела по нему выносится постановление (ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом копия постановления вручается под расписку законному представителю турфирмы в течение трех дней со дня его вынесения.

Подача жалобы
Если турфирма не согласна с постановлением по делу об административном правонарушении, она может подать жалобу в суд. С ней также можно обратиться в налоговую инспекцию, которая вынесла постановление по делу (или к должностному лицу, вынесшему постановление). Тогда в течение трех суток со дня поступления жалобы налоговая инспекция (должностное лицо) вместе со всеми материалами дела должна направить жалобу в суд, вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Основание – статья 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правда, турфирма может сразу подать жалобу в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Для ее рассмотрения уполномоченным органам отводится также 10 дней (ст. 30.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). 

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ
Размер штрафов зависит от вида нарушения.

Если у турфирмы отсутствуют контрольные ленты, это расценивается как непредставление сведений (информации), за что предусмотрен штраф по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях: для организаций – от 3000 до 5000 руб., для должностных лиц – от 300 до 500 руб.

Если у турфирмы нет документов, которые нужно составлять при работе с ККТ, или они заполняются с грубыми нарушениями, в акте проверки может быть зафиксировано нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций (ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Штраф за это составляет: для организации – от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.
Ответственность за неприменение ККТ предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф по ней составляет: для организации – от 30 000 до 40 000 руб., для должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.

О том, что считается неприменением ККТ, указано в постановлении Пленума ВАС России от 31 июля 2003 г. № 16. Это случаи, когда:
1) ККТ фактически не использовалась, в том числе по причине ее отсутствия;
2) использовалась ККТ, не зарегистрированная в налоговых органах;
3) турфирма применяла ККТ, которая не включена в государственный реестр. Причем если модель из этого реестра исключена, то использовать ее можно только до истечения срока амортизации кассы;
4) у ККТ нет фискальной памяти; она работает в нефискальном режиме; блок фискальной памяти вышел из строя;
5) применяется ККТ, у которой отсутствует или сильно повреждена пломба, что свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти;
6) пробит чек на сумму, которая меньше той, что уплатил покупатель.

Штраф должен быть уплачен турфирмой не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа. Иначе он будет взыскан принудительно (ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если касса не снята с учета
Если турфирма не сняла с учета старую кассу, которую уже не использует, штраф за это не предусмотрен.
Однако налоговые органы считают, что, если ККМ не снята с учета, контролеры вправе проверить ее применение. Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется подать заявление о снятии кассы с учета.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №3, март 2010 г.

 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию