В последнюю неделю владельцы автомобилей с самопальным ксеноном в фарах заметно переполошились. Сотрудники ГИБДД с усиленным в несколько раз энтузиазмом тормозят такие авто на постах и грозят страшными карами. Что же это за напасть, и чем она обернется?
20 февраля на сайте ГИБДД появился текст с названием «Разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России об использовании "ксеноновых" фар». Ссылаясь на разъяснения ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ), автор текста пишет вот что:
«В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих официально утвержденных типов:
* С – ближнего, R – дальнего, СR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
* HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
* DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Соответствующая маркировка <…>, а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен».
Газоразрядные (то есть ксеноновые) источники света, имеющие маркировку на цоколе с буквой "D", предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR, подчеркивается на офсайте ГИБДД. Если же в фарах стоит лампа, не соответствующая их типу, это «нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических факторов». Подобное несоответствие ГИБДД считает «несоответствием режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции транспортного средства». И предупреждает, что наказанием за это станет лишение прав на срок от 6 месяцев до года «с конфискацией соответствующих световых приборов». Разумеется, по решению суда.
Однако ГИБДД несколько вольно толкует приведенную норму КоАП, считают некоторые специалисты. Действительно, перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, гласит, что эксплуатация автомобиля запрещается, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства» (п. 3.1). Количество фар, в которые установлен ксенон, не меняется, светят они белым, а не красным или зеленым, а режим их работы остается непрерывным. Камень преткновения, таким образом, в допустимом типе ламп. А на чем основываться в этом вопросе, ГИБДД уже указало – на маркировке, нанесенной на фару.
Лично я вчера пошел посмотреть – что там написано у меня на фарах. Слава Богу, то самое, что и в письме НИИАЭ: HС, HR, DCR. То есть с завода машина пришла с галогенками, но и ксенон, если захочется, воткнуть туда вполне можно. На шестилетней иномарке жены, что интересно, фары девственно чисты, хотя с ними ничего не делали. Она, правда, на ксенон и не покушалась.
А вот народ, катающийся на продуктах отечественного автопрома, кипит и бурлит. Мол, с нашими дорогами без ксенона никак! «Нас опять разделили на бедных и богатых, - режет в интернете сермяжную правду один из ВАЗовладельцев. - Имеешь деньги - покупай серьёзную тачку с заводским ксеноном, а денег нет, так будут тебя иметь все кому не лень».
Но что ни говори о технической стороне вопроса: линзах, рефлекторах, автокорректорах, омывателях и так далее – остается простой вопрос. Практически любое авто с «колхозным» ксеноном, остановленное на посту ГАИ, имеет талон техосмотра.
И если инспектор не оспаривает его подлинности, то какие могут быть претензии к фарам? А если сотрудник ГИБДД подозревает (и он, конечно же, прав), что талон ТО куплен, то еще большие претензии придется предъявлять его коллегам, которые этот талон выдали. Решатся ли в ГИБДД вывесить на сайт «объяснения» еще и по этому вопросу?
Впрочем, похоже, что активная борьба с «левым» ксеноном, начатая во многих местах – не более чем самодеятельность. В справочной службе ГИБДД Москвы (телефон: (495) 623-49-09) нам пояснили, что опубликованный 20 февраля текст не дает инспекторам основания применять к водителям те самые жесткие меры. Постановление еще должно быть утверждено во всех инстанциях, что займет несколько месяцев. А пока что активность борцов с ксеноном может быть даже наказуема.
Как бы то ни было, автовладельцы намерены протестовать. 20 марта Федерация автомобилистов России (ФАР) устраивает всероссийскую акцию протеста. Готовилась она заранее, темы протеста разные – против платных дорог, повышения транспортного налога, повышения таможенных пошлин, и еще против много чего. Теперь в перечень добавился еще бунт в поддержку «левого» ксенона. Не тот ли это случай, когда надо отделять зерна от плевел, господа?
Комментарии
5